Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Внутрифирменное обучение сотрудников методам и инструментам бережливого производства

Т.А. Челнокова, Т.Э. Краснов
$2.50

УДК 37.09-057.9

DOI 10.20339/AM.09-23.078     

 

Т.А. Челнокова,

д-р пед. наук, доцент,

профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

Т.Э. Краснов,

аспирант

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

e-mail: timurkrasnov.94@gmail.com

 

В рамках актуальных задач по организации внутрифирменного обучения и развития персонала в компаниях рассматриваются решения, реализуемые в ведущем электросетевом предприятии республики Татарстан — АО «Сетевая компания» — по организации собственного образовательного курса, направленного на овладение сотрудниками предприятия методами и инструментами бережливого производства. В статье приводится теоретическое обоснование и описывается экспериментальная апробация педагогических и организационных условий внутрифирменного обучения сотрудников методам и инструментам бережливого производства. Проведен анализ факторов, наиболее влияющих на эффективность развития системы внутрифирменного обучения. Рассмотрен опыт организации целенаправленной подготовки сотрудников компании, владеющих достаточным уровнем теоретических знаний и практического опыта в области внедрения методов и инструментов бережливого производства, к их педагогической деятельности внутри организации в целях эффективного обучения всего персонала компании. Представлены показатели готовности сотрудника компании к осуществлению педагогической деятельности, а также показатели уровня освоения образовательной программы обучаемыми. В заключительной части статьи даются рекомендации организациям, планирующим организовать собственное внутрифирменное обучение и подготовить для данного обучения собственных сотрудников-преподавателей, имеющих достаточный уровень знаний и опыта по теме планируемого внутрифирменного обучения.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение, образовательный процесс, профессиональная компетентность, образовательный курс, обучение сотрудников, педагогическая функция, эффективность обучения.

 

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 10015–2021 Системы менеджмента качества, Руководящие указания по менеджменту компетентности и развития персонала. М.: Российский институт стандартизации, 2022. 12 с. URL: https://files.stroyinf.ru/Data/769/76922.pdf (дата обращения: 11.06.2022).

2. ГОСТ Р 56407–2015. Бережливое производство. Основные методы и инструменты. М.: Стандартформ, 2016. 16 с. URL: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293764/4293764025.pdf (дата обращения: 11.06.2022).

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вуза как необходимый этап проектирования ГосВПО нового поколения: метод. пос. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20–26.

5. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. С. 361–365.

6. Gilbert T.F. Human Competence: Engineering Worthy Performance. McGraw-Hill. New York, NY. 1978.

7. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. Wiley. New York, NY. 1982.

8. Zemke R. Job competencies: can they help you design better training? // Training. 1982. Vol. 19. No. 5.

9. Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? М.: Речь, 2010. 224 с.

10. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.

11. Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция развития продуктивной компетентности специалиста. СПб.; Ковров, 2008. 62 с.

12. Масалимова А.Р. Внутрифирменная подготовка специалистов технического профиля в интегрированной системе «наука – образование – производство» // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2011. № 12. С. 72–75.

13. Сирина Е.В. Сущность и содержание внутрифирменного обучения // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2015. № 1. С. 61–66.

14. Абдулин И.А., Туюшева А.И. Матухин Е.Л. Внутрифирменное обучение персонала бережливому производству как ресурс развития промышленного предприятия // Вестник Казанского Технологического Университета. 2013. № 5. С. 269–273.

15. Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Паблишер, 2018. 650 с.

16. Моисеенко С.А. Внутрифирменное обучение специалистов вневедомственной охраны как ресурс профессионального развития: автореф. … канд. пед. наук. Кемерово, 2005. 24 с.

17. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. М., 1980. 248 с.

18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.06.23).