Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль взрослого-фасилитатора в сопровождении детей, переживших насилие

Е.В. Пчелинцева
$2.50

УДК 37.01:37.04

DOI 10.20339/AM.09-23.063

 

Е.В. Пчелинцева,

канд. пед. наук, доцент

кафедра госпитальной терапии

Ивановская государственная медицинская академия

e-mail: Ksenn1@yandex.ru

 

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме фасилитирующей технологии сопровождения детей, переживших насилие, используемой взрослыми в процессе организации свободной творческой игры, отображающей переживания и негативные эмоции ребенка.

В настоящее время в России наблюдается процесс распространения насилия над детьми, который обусловлен общественно-экономической нестабильностью, социальными разногласиями в обществе. Не вызывает сомнений тот факт, что дошкольный возраст — наиболее чувствительный, сензитивный этап формирования нравственных понятий «добро» и «зло», личностных качеств сопереживания, сочувствия, эмпатии. Однако доминирование в обществе агрессивности и эгоистических проявлений со стороны взрослых оказывает серьезное влияние на социализацию личности — зарождает состояние эмоциональной депривации ребенка к матери, лицемерия и приспособления к тем форматам поведения, которые будут выигрышными для ребенка во избежание наказаний или всяческих его унижений перед взрослыми. Сферой особого интереса в представленном формате выступает инновационный поиск средств и методов, обеспечивающих восстановление психоэмоционального состояния личности ребенка, пережившего насилие взрослых. Особое внимание в статье уделяется таким категориям, как фасилитатор, свободная творческая игра как ведущее средство преодоления последствий психологической растерянности личности, пережившей насилие, ее отстраненности от социума, подавленности, а также часто встречающейся в создавшихся условиях агрессии в отношениях с другими субъектами. Обозначено научное понимание использования в формате технологии методики свободной творческой игры как совместной деятельности взрослого с ребенком, центрированной на развитии детской самостоятельности, инициативности личности, сообразной возрасту и индивидуальным предпочтениям, ведущих к коррекции психотравмирующих последствий насилия, обеспечивая позитивную динамику эмоциональной и познавательных сфер психики.

Ключевые слова: фасилитирующая тактика сопровождения, свободная, творческая недирективная игра, последствия насилия, нравственные качества личности, коммуникативные навыки, технология игры.

 

Литература.

1. Акулова О.В., Атарова А.Н., Ничепоренко Л.К., Яфизова Р.И. Аутентичные музейные коллекции Ф. Фребеля и М. Монтессори. Уникальные дары времен // СДО. 2018. № 7 (89). С. 24–27.

2. Александрова Н.В., Денисова Д.Г., Николаева О.Е. Детская психотерапия: истоки, опыт и перспективы // Омский психиатрический журнал. 2018. № 4 (18). С. 26–28.

3. Бобоева М.В. Домашнее насилие // Вестник Таджикского национального университета. 2018. № 6. С. 210–216.

4. Бобоева М.Р. Пути преодоления насилия в системе образования и обучении // Вестник Таджикского национального университета. 2018. № 7. С. 302–308.

5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1982. 368 с.

6. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. 342 с.

7. Кудрявцев Т.В. Творческий потенциал культуры и человеческое развитие: круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина // Культурно-историческая психология. 2018. № 4. С. 47–48.

8. Лавринец И.А. Теоретические основы профессиональной деятельности тьютора по педагогическому сопровождению культурных практик детей дошкольного возраста // Известия ВГПУ. 2019. № 7 (140). С. 91–96.

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. 2 изд. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 383 с.

10. Маджуга А.Г., Вакни  Е.Е., Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Инновационные образовательные технологии проектирования креативно-фасилитационного пространства современной школы: практико-ориентированная монография. Кн. 1. Теория и методология. Sillamae: Balti Rakendus Logoteraapia Instituut, 2021. 204 с.

11. Перегримова Е.Д. Домашнее насилие над детьми // Международный школьный научный вестник. 2019. № 4 (ч. 4). С. 482–486.

12. Роджерс К. Групповая психотерапия. М.: Изд-во Института общегуманитарных исследований, 2017. 174 с.

13. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М., 1993. 216 с.

14. Сафронова Е.М. Деятельностные технологии подготовки педагогов к личностно-развивающему воспитанию // Известия ВГПУ. 2019. № 4 (137). С. 29–35.

15. Талипов Ж.Б. Значимость изучения теории Анны Фрейд о психологических защитных механизмах // European science. 2020. № 2-2 (51). С. 95–96.

16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. 560 с.