УДК 378-042.4:004
Е.В. Бурькова,
канд. пед. наук, доцент
кафедра вычислительной техники и защиты информации
Оренбургский государственный университет
e-mail: tulpan63@bk.ru
Рассмотрены вопросы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в университетское образование. Обоснована актуальность и востребованность массовых онлайн-курсов (МООК) в системе образовательных услуг. Приведены базовые нормативно-правовые документы, подтверждающие возможность применения различных форм обучения. Проанализированы основные проблемы интеграции MOOK в образовательный процесс университета, которые заключаются в отсутствии единого стандарта по организации курса смешанного формата обучения, стандарта оценки качества онлайн-курса, правового администрирования процесса интеграции МООК в учебные программы, кадрового обеспечения разработчиков. Рассмотрен вопрос о мотивации преподавателей и обучающихся в процессе использования MOOK. Представлена и проанализирована типичная структурная модель MOOK. Сделан вывод о том, что внедрение массовых открытых онлайн-курсов в систему университетского образования способствует дальнейшему развитию цифрового образовательного пространства вуза, повышению результативности высшего образования.
Ключевые слова: онлайн-обучение, мотивация, структурная модель, администрирование, правовое регулирование.
Литература
1. Винник В.К., Тарасова Е.В., Воронкова А.А., Павлова И.А. Массовые образовательные онлайн-курсы — новая цифровая образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 8. С. 170–175.
2. MOOK-платформы в России: рынок, тренды, проблемы и инвестиции.URL: https://delovoymir.biz/mooc-platformy-v-rossii-rynok-trendy-problemy-i-investicii.html
3. Велигура А.В. Модели интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс высшей школы // Педагогика и психология: теория и практика. 2021. № 3. С. 36–46.
4. Атик А.А. Перспективы массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в современном образовательном пространстве // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2021. № 1. С. 110–113.
5. Морозов А.И. Аналитика обучения студентов при реализации массового онлайн-курса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 5 (168). С. 16–22.
6. Бурькова Е.В. Модель развития научно-исследовательского потенциала студентов университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 10. С. 50–53. DOI: 10.20339/AM.10-18.054
7. Татаринов К.А. Принципы создания массовых онлайн-курсов // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2020. № 2 (31). С. 265–268.
8. Бобышев В.С., Воропаев М.В. Взаимодействие студентов массовых открытых онлайн-курсов // Глобальный научный потенциал. 2021. № 11. С. 16–18.