Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Использование визуализации информации для развития образного мышления

В.Я. Гельман
$2.50

УДК 37.01

DOI 10.20339/AM.08-23.059

 

В.Я. Гельман,

д-р техн. наук, профессор

кафедра медицинской информатики и физики

Северо-Западный государственный медицинский университет  им. И.И. Мечникова,

г. Санкт-Петербург

e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru

 

Образное мышление превосходит вербально-логическое по быстродействию, объему хранимой информации и длительности ее хранения. Поэтому при решении различных задач образное мышление имеет существенные преимущества. Однако при обучении студентов нехудожественных специальностей часто недостаточно внимания уделяется эффективному использованию образного мышления в профессиональной деятельности. В то же время, благодаря применению компьютерных и информационных технологий, существенно выросли возможности визуализации данных. В настоящей работе исследованы возможные пути развития образного мышления при обучении студентов нехудожественных специальностей с использованием методов визуализации данных. Методической основой исследования являлись анализ научных публикаций и обобщенный практический опыт по выявлению основных путей использования визуализации информации для развития образного мышления в процессе обучения. В статье рассмотрены основные современные методы исследовательской визуализации и возможные пути использования визуализации информации для развития образного мышления. Показано, что для повышения эффективности использования образного мышления в профессиональной деятельности, в процессе обучения необходимо большее внимание уделять анализу визуального представления данных, а также обучению активному применению методов исследовательской визуализации, в частности, инфографики и дашбордов.

Ключевые слова: образное мышление, визуализация информации, обучение, нехудожественные специальности, вуз, инфографика, дашборд.

 

Литература

1. Андерсон Д. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. 496 с.

2. Аузан А.А. Цифровая экономика: человеческий фактор. 2019. URL: https://polit.ru/article/2019/06/25/auzan/ (дата обращения: 03.05.2023).

3. Гельман В.Я., Дмитриева Е.С., Немировская А.В. Психоакустическое тестирование с использованием компьютерных технологий // Физиология человека. 1998. Т. 24. № 2. С. 128–130.

4. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Институт психологии РАН, 2007. 512 c.

5. Дмитриева Е.С., Андерсон М.Н., Гельман В.Я. Сравнительное исследование зрительного и слухового восприятия эмоций детьми младшего школьного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 1. С. 38–52. DOI: 10.17759/exppsy.2016090104

6. Никулина Т.В. Применение инфографики в учебном процессе подготовки магистров педагогики // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 92–97.

7. Павленкович О.Б., Воронина А.В. Аспекты развития образного мышления у студентов художественных специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 223–225.

8. Пичугина Г.А. Роль образного мышления в повышении уровня образования // Scientific Vector of the Balkans. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 20–23.

9. Полякова Е.В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. № 2. С. 120–128.

10. Сайт: Pinterest.com. URL: https://ru.pinterest.com/pin/799811215062258878/ (дата обращения: 03.05.2023).

11. Симакова С.И., Федотовский В.В. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 3 (20). С. 13–25.

12. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер. 2006. 589 c.

13. Тафти Э. Представление информации. Graphics Press. 1990. 120 с. URL: https://libking.ru/books/nonf-/design/1091657-tafti-edvard-predstavlenie-informacii.html (дата обращения: 03.05.2023).

14. Тихомиров О.К. Психология мышления: уч. пос. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.

15. Хубиев А.И., Урусова М.Ю., Батчаева З.С. Формирование образного мышления как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих дизайнеров городской среды // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 231–235.

16. Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления // Вопросы психологии. 1985. Т. 5. С. 5–16.

17. Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics: The Power of Visual Storytelling. Wiley, 2012. 264 p.

18. Newsom D., Haynes J. Public Relations Writing: Form and Style. Boston, MA: Wadsworth Cengage Learning, 2011. 481 p.

19. Paivio A. Mental representations: A Dual Coding Approach (Oxford Psychology Series, 9). Oxford. England: Oxford University Press. 1986. 336 p.

20. Park Y., Jo I.H. Development of the learning analytics dashboard to support students’ learning performance // Journal of Universal Computer Science. 2015. V. 21. № 1. P. 110–118.