УДК 378:659+37.07
Ю.И. Бутенко,
канд. техн. наук, доцент
кафедры «Романо-германские языки»
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
е-mail: iuliiabutenko2015@yandex.ru
Д.Е. Марченко,
студент
кафедры «Социология и культурология»
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
е-mail: mde1533@mail.ru
В статье рассмотрены возможности современных информационных технологий для формирования имиджа учебного заведения, в частности, проблемы, связанные с возможностями бот-систем по автоматическому формированию отзывов об учебном заведении. Показано, что автоматическая генерация отзывов об учебных заведениях является средством манипулирования в образовательной среде. Проанализированы стратегии формирования имиджа учебного заведения в информационном пространстве. Выявлены возможности бот-систем, подстраивающихся под динамику борьбы за имидж и узнаваемость, а также генерирующих человекоподобные отзывы, которые вносят дезинформацию в образовательную среду. Также в рамках статьи были выделены причины, по которым люди подвержены такой манипуляции и верят отзывам ботов, а также обосновано, почему люди по сей день не могут снизить влияние такой манипуляции со стороны бот-систем при выборе учебного заведения. Приведены примеры отзывов о высших учебных заведениях, сгенерированных нейронными сетями.
Ключевые слова: образование, имидж вуза, генерация текста, манипуляция мнением, отзывы.
Литература
1. Антинази А. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]: URL: dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/161134 (дата обращения: 15.12.22).
2. Захожий К.А. Информатизация как совокупность процессов и явлений, связанных с применением средств вычислительной техники и связей// Инновационная наука. 2014. № 11 (1). C. 8–11.
3. Павлов С.Н. Педагогическая модель формирования общественного мнения о вузе при создании его имиджа на рынке образовательных услуг // Педагогика. 2013. № 25. С. 27–32.
4. Отзыв в целях маркетинга [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketch.ru/marketing_marginalia/testimonials-for-marketing-... (дата обращения: 16.12.22).
5. Гарбузняк А.Ю. Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 1 (1). С. 184–192.
6. Чугров С.В. Эпоха постправды как новая реальность // Стратегические коммуникации в цифровую эпоху. Новые технологии: уч. пос. / под ред. Л.С. Сальниковой. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2019. С. 45–59.
7. Тестируем ruGPT-3 на новых задачах [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/company/sberbank/blog/528966/