Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Демократизация управления персоналом как фактор развития творческой активности работников

Ю.Г. Быченко, Е.А. Зиновьева
$2.50

УДК 005.95/.96

https://doi.org/10.20339/AM.05-23.100 

 

Ю.Г. Быченко,

д-р социол. наук, профессор,

кафедра гуманитарных и социальных наук

Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации

ORCID: 0000-0003-2094-6453

e-mail: bychenkoug@gmail.com

Е.А. Зиновьева,

канд. социол. наук, доцент

кафедры гуманитарных дисциплин

Балаковского института техники, технологии и управления

e-mail: eva_zinov@mail.ru

 

Выявлены базовые подходы анализа, разработаны обобщенные дефиниции, уточнена сущность процесса демократизации управления персоналом. На основе проведенного авторами интервью 12 управляющих-экспертов (2022) раскрывается взаимосвязь процесса демократизации управления персоналом и развития творческой активности работников. Доказывается, что демократизация управления персоналом представляет собой процесс внедрения демократических принципов и норм в систему управления персоналом, формирования инновационной культуры, передачи части традиционных функций управления непосредственным структурным подразделениям, социально-трудовым группам, отдельным работникам организации.

Цели демократизации управленческих процессов авторы предлагают дифференцировать на уровне отдельных структурных подразделений, социальных профессиональных групп организации: 1) реализация процесса передачи управленческих функций относительно поставленных тактических трудовых задач; 2) обеспечение относительной социальной справедливости, оптимизации профессиональной адаптивности; 3)мотивация рационализаторских предложений и инновационных внедрений; 4) формирование механизма партнерского взаимодействия по проблемам творческих новаций и рационализаторских предложений; 5) целевое конструирование образовательной, научной, инновационной самоуправленческой деятельности профессиональных команд.

Обосновано, что управленческое проектирование инновационной организационной культуры отражает не только процесс планового, целенаправленного формирования инновационных ценностей, норм, традиций и принципов как организации в целом, так и отдельных социальных профессиональных групп, но и достижение демократических управленческих преобразований, регулирование и разрешение трудовых противоречий, трудовую адаптацию членов организации. В условиях роста неопределенности внешней и внутренней среды управленческая демократия должна иметь специфические проявления в отдельных подразделениях и профессиональных группах организации.

Ключевые слова: демократия, демократизация управления, персонал, творческая активность, работник.

 

Литература

1. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб.: Питер, 2000. 411 с.

2. Кузина И.Г., Панфилова А.О. Социология управления персоналом. М.: Проспект. 2020. 160 с.

3. Баландина Т.М., Зиновьева Е.А. Методика интегрированной оценки организационной культуры // Известия саратовского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 3 (8). С. 61–66.

4. Беме Г., Хен Р. Гарцбургская модель управления: руководство с делегированием ответственности // Прикладная социология и менеджмент. М., 1998. С. 85.

5. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке / пер. с англ. М.: Изд. Дом «Вильямс», 2007. 276 с. С. 38–39.

6. Карлофф Б., Седеберг С. Вызов лидеров. М.: Дело, 1996. 356 с. С. 204.

7. Пригожин А.И. Управляемость организаций // Социология организаций. М., 1980. 256 с. С. 182.

8. Баландина Т.М., Петров Н.Р. Пути формирования адаптивного социального партнерства в системе социально-трудовых отношений в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 28–31.

9. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 352 с.