УДК 378-044.3:005.6
https://doi.org/10.20339/AM.05-23.090
В.П. Соловьев,
канд. техн. наук, проф.
НИТУ МИСИС
e-mail: solovjev@mail.ru
Т.А. Перескокова,
канд. пед. наук, доц.
Старооскольский филиал
Российского государственного геологоразведочного
университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе
Рассматривается проблема обеспечения качества образования выпускников вузов в связи с началом трансформации системы высшего образования. Показано, что вопросам обеспечения качества образования Минобрнауки и руководство вузов уделяют недостаточное внимание, сосредоточившись на оценке качества образования. Предложено в инженерном образовании использовать модель междисциплинарного обучения, перейти на обучение в классах преподавателей. Современные преподаватели должны овладеть личностно-деятельностным подходом в обучении, позволяющим реализовать воспитательную функцию образования. Обращено внимание на необходимость вовлечения работодателей в формирование из выпускников вузов специалистов.
Ключевые слова: трансформация высшего образования, обеспечение качества образования, междисциплинарное обучение, личностно-деятельностный подход в обучении, образовательная и воспитывающая среда.
Литература
1. Батанов А. Не революция образования, а трансформация. Репортаж с Всероссийского форума «Преобразование образования» // Аккредитация в образовании. 2022. № 8 (140).
2. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797752/
3. URL: http://publication.pravo.gov.ru
4. Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Сжёнов Е.С. Управленческие практики и результативность вузов в реализации непрерывного образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 9–34.
5. URL: https://www.susu.ru/ru/plan/220302-2020-40-metallurgiya-34032
6. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. Педагогические аспекты повышения качества образования. Старый Оскол, ТНТ. 2018. 199 с.
7. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Преподаватели и студенты в современном профессиональном образовании: переосмысление ролей // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 12. С. 14–22. DOI: 10.20339/AM.12-22.014
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая. Школа, 1991. 204 с.
9. Лисовский В.Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации (материалы концепции) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. М.: Издательский сервис, 2004. С. 168–182
10. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». № 304-ФЗ от 31.07.2020. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788
11. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. М.: Издательский сервис, 2004. С. 162–167.
12. Гребнев Л.С., Кирабаев Н.С., Шейнбаум В.С., Зборовский Г.Е., Лукашенко М.А. «Высшее образование в России»: 30 лет научной рефлексии (круглый стол) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 150–166.
13. URL: https://ugntu.ru/files/2021-02/Положение-о-НОК.pdf
14. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745
15. URL: https://www.spbstu.ru/upload/dmo/reg-internal-sys-assessing-quality.pdf