УДК 378:37.09-056.2
https://doi.org/10.20339/AM.05-23.062
Н.Г. Баринова,
канд. пед. наук, доцент
кафедры гуманитарных дисциплин
Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул
е-mail: barinovan@mail.ru
Н.В. Губарева,
канд. пед. наук, доцент
кафедры теоретических основ физического воспитания
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
е-mail: n.gubareva@mail.ru
В статье рассматривается вопрос тьюторского сопровождения образовательного процесса для студентов с инвалидностью. В последние годы число обучающихся с ограничениями в состоянии здоровья приобрело тенденцию к увеличению. В связи с этим актуальным является вопрос разработки тьюторского сопровождения при освоении не только профессиональных, но и надпрофессиональных (общекультурных) компетенций для данной категории обучающихся. В роли тьютора в образовательных учреждениях могут выступать как педагоги, кураторы групп, так и специально обученные специалисты, работающие в отделах инклюзивного сопровождения образовательного процесса. Авторами рассматривается актуальный вопрос, связанный с сопровождением образовательного процесса для студентов с инвалидностью, — и это не только построение индивидуальной траектории обучения, но и формирование общечеловеческой культуры, духовно-нравственных отношений, освоение культурного пространства и в целом социализация личности обучающегося с инвалидностью. Обозначенные детерминанты будут оптимально усвоены и закреплены исследуемым контингентом в образовательном пространстве вуза в сопровождении тьютора.
Ключевые слова: тьютор, антропопрактик, тьюторское сопровождение, образование, студент-инвалид, индивидуальный образовательный маршрут, компетенции.
Литература
- Вылкова Е.С. Совершенствование игрофикации образовательного процесса в развитии компетенций выпускников вузов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. С. 45–51. DOI: 10.20339/AM.06-20.045
- Губарева Н.В., Горская И.Ю. Освоение методики развития двигательной точности у школьников с нарушением слуха в вузовской подготовке специалистов по адаптивной физической культуре // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 440.
- Ильясова З.З. Роль кураторства для обучающихся вуза // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 2. С. 55–60. DOI: 10.20339/AM.02-23.055
- Кибакин М.В., Малахова Е.А. Социально-психологические проблемы реализации и вовлечения в научную деятельность инвалидов // Социально-гуманитарные технологии. 2020. № 2 (14). С. 68–75.
- Губарева Н.В., Колтыгина Е.В. Современные аспекты профессиональной подготовки учителей физической культуры // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Ю.Т. Ревякина. Томск, 2022. С. 247–249.
- Корягина Ю.В., Нопин С.В. Исследователь временных и пространственных свойств человека № 2004610221 // Программы для ЭВМ… (офиц. бюл.). 2004. № 2. С. 51.
- Литош Н.Л. Роль и значение адаптивной физической культуры в социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: вызовы времени: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Сост. и ред. И.А. Тютюева. Шадринск, 2021. С. 139–144.
- Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 310.
- Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 19–23.
- Laslett, Robert. Educating Maladjusted Children. London; Toronto; Sydney: Granada Publishing Crosby Lockwood Staples, 1978. 269 p.