Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Transformation of religious consciousness in Russia: Unity in diversity

М.А. Афанасьева

УДК 2-1+316.6

https://doi.org/10.20339/AM.04-23.102

 

М.А. Афанасьева,

аспирантка 3 курса кафедры философии

Ивановский государственный университет

e-mail: mari.afanasieva@bk.ru

 

В статье исследуются особенности религиозного сознания в России, используются эволюционно-энергетический и системный подходы. Автор выделяет две линии трансформации религиозного сознания — внутреннюю и внешнюю. В России представлены все основные конфессии, что определяет внутренние процессы глобализации религиозного сознания. В настоящее время из взаимодействия религий образуется общее поле религиозного сознания, формируется консенсус по геополитическому положению России, а также по защите традиционных ценностей. Одновременно в ряде регионов присутствует скрытая напряженность между представителями разных религий и между атеистами и верующими. Кроме того, государство играет важную роль в процессах религиозной жизни, что продиктовано соображениями безопасности, поддержания межэтнического и межрелигиозного мира, необходимостью борьбы с экстремизмом. Внешняя линия трансформации религиозного сознания в России определяется тем, что новые религиозные движения и учения приходят в страну извне, за некоторыми исключениями.

В каждой выделенной линии анализируются свойственные им уровни религиозного сознания. Национальный, этнический, культурный уровни характеризуют внутреннюю линию, культурный и когнитивно-образовательный уровни больше свойственны внешней линии. Отдельное внимание автор уделяет высшим уровням религиозного сознания (системно-историческому и системно-духовному), которые связаны с русской религиозной философией и с русским космизмом. Они определяют целостность религиозного мировоззрения, всех его уровней, способствуют формированию синтетического мировоззрения, объединяющего науку, религию и философию. Эти теоретические положения русской религиозной мысли находят свое воплощения в разнообразных духовных формах, различных проектах и социальных образованиях — на более низких уровнях религиозного сознания.

Ключевые слова: религиозное сознание, трансформация религиозного сознания, православие, уровни религиозного сознания, системный подход, христианство, ислам, буддизм.

 

Литература

 

  1. Амоголонова Д.Д. Буддийская традиционная Сангха России в социокультурных процессах современной Бурятии // Научный диалог. 2021. № 7. С. 381–399.
  2. Аналитический обзор. Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikii-post-2021 (дата обращения: 06.02.2023).
  3. Андреев Д.Л. Роза мира. М.: Мир Урании, 2004. 608 с.
  4. Афанасьева М.А. Уровни религиозного сознания: эволюционно-энергетический подход // Восьмой Российский Философский Конгресс — «Философия в полицентричном мире». Т. V. М.: РФО – ИФРАН – МГУ: Логос, ООО «Новые печатные технологии», 2021. С. 73–76.
  5. Голубева О.Ю. Философско-психологическое исследование религиозного сознания населения России (на примере студенческой молодежи) // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN319.pdf
  6. Дерягина Е.Э. К вопросу о «традиционности» российского кришнаизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 105–113.
  7. Здоровцева О.В. Секулярное сознание и религиозная жизнь в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 3. С. 256–261.
  8. Знаки Агни Йоги // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 1. С. 183–273.
  9. Ибрагимова Г.А. Буддизм в социокультурном пространстве современной России: вызовы глобализации // В.В. Верещагин и Восток: в предчувствии Евразийства: материалы Международной научной конференции. 2016. С. 218-224.
  10. Межрелигиозный Совет России. URL: http://interreligious.ru/ (дата обращения: 06.11.2022).
  11. Михайлова Л.Б. Специфика религиозного сознания в постсоветском социокультурном пространстве // Эпистемология и философия науки. 2017. № 3. С. 167–183.
  12. Симонов И.В. Российские протестанты в ХХI веке // Наука без границ. 2019. № 4. С. 80–85.
  13. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Правда, 1989. С. 5–174.
  14. Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.
  15. Хамбо лама: «Голодный бурят не думает о Будде». 2017. URL: https://burunen.ru/blogs/51790-khambo-lama-golodnyy-buryatne-dumaet-o-bu... (дата обращения: 13.11.2022).
  16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. М.: АСТ, 2018. 640 с.
  17. Чеснокова В.Ф. Тесным путем. Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М.: Академический проспект, 2005. 304 с.
  18. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. М.: Логос, 2007. 96 с.
  19. Яковенко И.А. Тенденции развития религиозного сознания в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 40–48.
  20. Buitendag J., Simuț C. Emerging Religious Consciousness — A Cosmotheandric Understanding of Reality in the Light of Sophiology of Some Russian Theologians towards an Eco-Theology // Religions. 2022. 13 (4): 296. DOI: 10.3390/rel13040296.
  21. Sadovina I. Legitimating new religiosity in contemporary Russia: “Vedic Wisdom” under Fire // Nova Religio. 2021. 24 (3). P. 6–35. DOI: 10.1525/nr.2021.24.3.6
  22. Shapovalova I., Lebedev S., Blagojević M. Religious xenophobia in the everyday consciousness of Russian progressive youth: risk assessment // Stanovnistvo. 2022. 60 (1). P. 97–115.