Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Дискриминация с позиций семиотики культуры

Н.В. Михайлова
$2.50

УДК 130.2

https://doi.org/10.20339/AM.04-23.098    

 

Н.В. Михайлова,

канд. ист. наук, доцент

кафедры истории, археологии и краеве дения

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

e-mail: cnadezhda@yahoo.com

 

Цель статьи — культурно-семиотический анализ дискриминации как типа взаимоотношений и взаимодействий между Своими и Чужими. Гипотеза исследования заключается в том, что переход к посткультурной модели функционирования семиосферы будет способствовать ослаблению дискриминационного потенциала семиотических систем. Для реализации поставленной цели рассматривается знаковая природа образов Своих и Чужих, которые анализируются в контексте их соотнесенности с референтами; дискриминация как совокупность мировоззренческих установок связывается со знакопорождающей и метаязыковой деятельностью в сфере регулирования отношений между Своими и Чужими как знаками; обрисовываются контуры культуры-семиосферы со сниженным дискриминационным зарядом. Новизна исследования заключается в применении культурно-семиотического подхода к исследованию феномена дискриминации. Автор приходит к выводу об амбивалентности хаоса как референта в контексте семиозиса дискриминации: хаос может выступать и как референт знаков дискриминации, и как референт знаков борьбы с дискриминацией через актуализацию его угрожающего либо творческого потенциала. В связи с этим формируется взгляд на посткультуру с ее активизацией персонального жизнетворчества и индивидуальных семиосфер как на время и пространство, благоприятное для ослабления дискриминационных установок, идей и практик при сохранении отчуждения в целом как универсального механизма культурной саморегуляции.

Ключевые слова: дискриминация, дискриминационные установки, Свои, Чужие, знак, текст, референт, семиосфера, семиозис, посткультура.

 

Литература

  1. Брубейкер Р. Этничность без групп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.
  2. Гаджиев К.С., Гусов К.Н. Дискриминация // Большая российская энциклопедия: [сайт]. URL: https://bigenc.ru/law/text/1958348 (дата доступа: 14.11.2022).
  3. Марков В.И. Отчуждение в культуре: автореф. дис. … д-р культурологии. Кемерово, 2002. 35 с.
  4. Марков В.И. Толерантность в пространстве культуры // Мир науки, культуры, образования. 2013. №5 (42). С. 383–385.
  5. Пелипенко. А.А. Постижение культуры: в 2 ч. Ч. 1. Культура и смысл. М.: РОССПЭН: Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2012. 607 с.
  6. Пелипенко А.А. Свобода в культуре // Культура культуры. 2014. № 1. URL: http://cult-cult.ru/a-a-pelipenko-svoboda-v-kuliture/ (дата доступа: 14.11.2022).
  7. Розин В.М. Концепция «посткультуры» // Культура и искусство. 2019. № 6. С. 45–52.
  8. Розин В.М. Посткультура как основание для различения понятий культуры // Культура культуры. 2020. № 2. URL: http://cult-cult.ru/v-m-rozin-postculture-as-the-basis-for-the-distincti... (дата доступа: 14.11.2022).
  9. Садохин А.П. «Свой – чужой» в межкультурной коммуникации: подходы к изучению проблемы // Вопросы культурологии. 2007. № 3. С. 15–19.
  10. Флиер А.Я. Теория культуры как философия истории // Культура культуры. 2014. № 1. URL: http://cult-cult.ru/teoriya-kulitury-kak-filosofiya-istorii/ (дата доступа: 14.11.2022).
  11. Шамионов Р.М. Формирование дискриминационных установок личности в процессе ее социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2018. Т. 7. Вып. 2 (26). С. 129–135.
  12. Шапинская Е.Н. Творчество в контексте посткультуры: границы интерпретации // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 1. № 2. С. 223–228.