УДК 37.09:81`24
https://doi.org/10.20339/AM.03-23.097
С.Н. Рыбкина,
канд. филол. наук, доцент,
кафедра «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»
Уральский государственный университет путей сообщения
e-mail: swrybkina@mail.ru
Cтатья посвящена поискам путей оптимизации речевых навыков обучаемых в условиях полиглоссии и ограниченного объема учебных часов, отводимых на изучение иностранных языков в современных неязыковых вузах. Ситуация изучения иностранных языков в названных условиях определяет актуальность обращения к данной теме. С точки зрения автора, эффективность доминирующей в неязыковых вузах прямистской методики ограничена целым рядом факторов, к которым относятся прежде всего острый недостаток учебного времени, ограниченная возможность накопления когнитивно-лингвистического опыта и отсутствие возможности приобретения навыков перевода, необходимых в профессиональной сфере. Одним из способов оптимизации иноязычных речевых навыков студентов, по мнению автора, является дополнение арсенала средств прямистской методики методическими приемами деятельностного подхода — прежде всего такими как рефлексия, анализ и сопоставление речевых произведений на разных языках, включая родной, дозированное использование родного языка, а также применение перевода как одного из способов выявления специфики речи на иностранном языке. Автор приходит к выводу о том, что применение названных приемов будет способствовать предотвращению интерференции, накоплению когнитивно-лингвистического и социокультурного опыта, необходимого для успешного изучения языков в условиях полиглоссии, а также создаст основу для приобретения студентами неязыковых вузов навыков перевода в профессиональной сфере.
Ключевые слова: полиглоссия, речевые навыки, методы изучения иностранных языков, неязыковые вузы, русский язык, немецкий язык, английский язык.
Литература
- Башилова Е.И. Компьютерные технологии и изучение иностранного языка // Современный ученый. 2021. № 2. С. 35–38.
- Grünewald A. Multimedia im Fremdsprachenunterricht. Peter Lang Verlag, 2006. 344 s.
- Демесинова Ф.Б. Преимущества использование интернет-ресурсов на уроке английского языка // Молодой ученый. 2021. № 14 (365). С. 121–125.
- Клочко К.А. Опыт геймификации учебного процесса с целью развития иноязычных коммуникативных навыков // Иностранные языки в контексте культуры. Межвузовский сборник статей по материалам конференции (24.10.2020). Пермь, 2020. С. 96–101.
- Imlig-Iten N. Lernen mit digitalen Lernspielen im Unterricht. Einfluss von angebots- und nutzungsspezifischen Faktoren. Universität Zürich, 2019. 79 s.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. 159 с.
- Рыбкина С.Н. К вопросу о выборе методики изучения иностранных языков // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=30187 (дата обращения: 15.10.2020).
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.: Высшая школа, 1974. 112 с.