Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Развитие критического мышления студентов технического вуза при изучении языковых дисциплин

О.Н. Хан
$2.50

УДК 378+37.01/.02

https://doi.org/10.20339/AM.03-23.091     

 

О.Н. Хан,

канд. пед. наук, доцент,

доцент кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»

Уральский государственный университет путей сообщения

е-mail: okhan@bk.ru

 

Статья посвящена актуальной проблеме развития критического мышления студентов технического вуза при изучении дисциплин «Русский язык и деловые коммуникации», «Русский язык и этика делового общения». Критическое мышление рассматривается как составляющая профессиональной компетентности инженера и показатель развитости творческого инженерного мышления. Подчеркивается, что именно на этапе перехода к особому формату обучения в вузе на младших курсах дисциплины языкового цикла обладают уникальными возможностями систематизации и упорядочения процесса мышления. В статье анализируются подходы к понятию критического мышления в российской и зарубежной психолого-педагогической литературе, дается его обобщенное определение, на основе наблюдения за деятельностью преподавателя и студентов определяются особенности организации и возможности занятий, способствующих становлению критического мышления. Подчеркивается, что в основе процесса критического осмысления лежит умение обращаться с информацией: воспринимать, систематизировать, выделять главное, воспроизводить с учетом переосмысления; при этом особую важность приобретает такое качество, как самостоятельность в работе с информацией. Определяются также личностные особенности, способствующие становлению критического мышления: уверенность в себе, толерантность к чужому мнению, способность к работе в коллективе. В статье подчеркивается необходимость организации обучения как двустороннего процесса, приложения усилий обеих сторон, наличия на каждом занятии вызова, исходящего от преподавателя, его принятия студентами и совместной рефлексии.

Ключевые слова: критическое мышление, обучение, познавательная деятельность, совместная деятельность, взаимодействие, восприятие информации, рефлексия, обратная связь, самостоятельная работа.

 

Литература

1. Мухина Т.К. Формирование критического мышления как фактор предупреждения вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации. Теория и практика общественного развития // Педагогические науки. 2014. № 21. С. 315.

2. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 288 с.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 224 с.

4. Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: автореф. докт. дис. Баку, 1968.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. № 4. С. 36–40.

6. Ткач К.В. Развитие критического мышления студентов: психолого-педагогический аспект: сборник трудов конференции // Образование и наука в современных условиях: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 198–200.

7. Хан О.Н. Возможности изучения языковых дисциплин для развития условий самореализации студентов технического вуза // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 9. С. 39–43. DOI: 10.20339/AM.09-21.039