Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Теоретический аспект коррекции последствий насилия над детьми в формате отечественной гуманистической психологии развития и детского психоанализа

Е.В. Пчелинцева
$2.50

УДК 37.01:37.04

https://doi.org/10.20339/AM.03-23.055     

 

Е.В. Пчелинцева,

канд. пед. наук, доцент

кафедра госпитальной терапии

Ивановская государственная медицинская академия

e-mail: Ksenn1@yandex.ru

 

Современный этап образовательной практики дошкольного воспитания характеризуется изменениями в сфере использования эффективных технологий, актуализирующих проблему психолого-педагогического сопровождения детей, подвергшихся насильственным действиям со стороны взрослых. Ретроспективный анализ отечественных, зарубежных, историко- педагогических, психологических научных исследований определяет приоритетность технологии коррекции последствий насилия над ребенком, основой которой является синтез детского психоанализа и современных концептуальных положений отечественной детской психологии развития. Структура представленной психоаналитической технологии включает диагностический, коррекционно-развивающий и контрольно-оценочный модули, содержание которых раскрывает индивидуально-типологические особенности ребенка с учетом чувственных, бессознательных проявлений психики, внутренних эмоциональных переживаний, являющихся следствиями насилия. Диагностический модуль представлен методикой проективных тестов, опросников, позволяющих выявить детерминанты психотравмирующих событий, факторы неблагоприятного прохождения ребенком той или иной возрастной стадии развития психики. Содержание коррекционно-развивающего модуля, реализация которого предусматривает организацию игрового пространства самим ребенком при фасилитирующем участии взрослого, осуществляется с помощью следующих методов: игровое сотрудничество взрослого с ребенком, коммуникативное рисование, совместно-проживаемое событие в режиссерской игре. Контрольно- оценочный модуль представлен описанием оценочных рисуночных методик, позволяющих определить динамику психического благополучия личности. Представленные технологические инструменты коррекции являются важнейшими составляющими профессиональной деятельности детских психологов и педагогов в работе с детьми, пережившими насилие взрослых.

Ключевые слова: детский психоанализ, коррекция, последствия насильственных действий, режиссерская игра, детская психотравма, психоаналитическая технология.

 

Литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебник. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2018. 511 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 100 с.

3. Валькова Н.В. Домашнее насилие над детьми. Формы жестокого обращения с детьми // Проблемы науки. 2020. № 8 (56). С. 52–56.

4. Веселова В.С. Ценности современного общества и образования // Ценности и смыслы. 2020. № 2 (5). С. 64–73.

5. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л.: ЭГО, 1991. 197 с.

6. Есина О.Б. Влияние клинико-биологических факторов раннего развития на клинические особенности ПТСР у детей // Медицинская психология в России. 2018. № 5. С. 96–112.

7. Казенная Е.В. Современные зарубежные исследования посттравматического стрессового расстройства и его лечения эффективными психотерапевтическими методами у взрослых // Электронный журнал «Современная зарубежная психология». 2020. Т. 9. № 4. С. 110–119.

8. Пчелинцева Е.В. Теоретические положения технологии сочетанной коррекции психотравмирующего опыта ребенка, пережившего насилие взрослых // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 2. С. 75–79. DOI: 10.20339/AM.02-23.075

9. Чегина И.С. Исследование специфики самосознания и способов психологической защиты детей старшего дошкольного возраста // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. № 4-5. С. 1239–1243.

10. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2020. 560 c.

11. Югова О.В. Влияние социально-психологических факторов и семейной среды на психическое развитие ребенка // Психологические науки, Науки об образовании. 2020. Т. 1 (61). С. 127–137.

12. Baldwin D.S., Pallanti S., Zwanzger P. Developing a European research network to address unmet needs in anxiety disorders // Neurosc. Biobehav. Rev. 2013. Vol. 37. № 10. P. 2312–2319.

13. Benedek E. Children and psychic trauma: A brief review of contemporary thinking // Posttraumatic stress disorder in children / eds. S. Eth, R.S. Pynoos. Washington, DC: American Psychiatric Press, 1985. P. 1–16.

14. Bowlby J. The making and breaking of affectional bonds. London, 1979. 235 р. 

15. Bonanno G.A., Field N.P. Examining the delayed grief hypothesis across 5 years of bereavement // American Behavioral Scientist. 2001. Vol. 44. P. 798–816.

16. Myers J. The Legal System and Child Protection. The APSAC Handbook on Child Maltreatment. N. Y., 2002.