Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Отношение современной студенческой молодежи к учебе и будущей профессиональной деятельности: гендерные различия

В.М. Пятунина
$2.50

УДК 378:316.4-052

https://doi.org/10.20339/AM.03-23.037

 

В.М. Пятунина,

канд. пед. наук, доцент

кафедры социальной педагогики и

организации работы с молодежью

Ярославский государственный педагогический университет  им. К.Д. Ушинского

e-mail: veronaglam@mail.ru

 

В статье анализируется отношение к учебе и будущей профессиональной деятельности современной студенческой молодежи. Опрос студентов, обучающихся в ряде вузов ЦФО, осуществлен в 2022 году. Было установлено, что девушки имеют академическую успеваемость более высокую, чем юноши, если смотреть по наличию назначенной стипендии. В то же время мы видим, что девушек, не получающих стипендию и потому работающих в свободное от учебы время, больше, чем таких же юношей. Была также выявлена закономерность: чем выше уровень образования родителей респондентов, тем больше вероятность, что их дети систематически совершенствуют свой образовательный уровень (посещают библиотеку и научные сайты в интернете, систематически выполняют домашние задания и т.д.). Установлено, что та часть студентов, которая учится только на «отлично», поступили в вуз осознанно. Девушки в основной своей массе тратят больше времени на подготовку к занятиям, чем юноши. При этом было установлено, что девушки из семей, которые относятся к высокоресурсным группам, тратят больше времени на подготовку к занятиям, чем юноши из высокоресурных групп. Девушки в большинстве своем реже пропускают занятия, чем юноши. При этом выявлено, что девушки из низкоресурсных групп меньше пропускают занятия, чем девушки из высокоресурсных и среднересурсных групп. Выявлено: удовлетворены своим уровнем оценок только те, кто учится на «отлично». Кроме того, чем ниже успеваемость, тем выше неудовлетворенность оценками. При этом девушки в большей степени, чем юноши, не удовлетворены своей успеваемостью. Только одна четверть юношей и одна треть девушек отметили, что им нравится их будущая профессия и они планируют работать после окончания вуза по направлению обучения. А вот результаты опроса студентов из РАНХиГС показали, что они, в отличие от студентов областных опорных (классических) вузов, в большей степени удовлетворены выбранным направлением обучения и планируют работать по полученному диплому. Кроме того, стало очевидным, что о способах достижения успеха в работе у девушек и юношей принципиально разные представления. Большинство девушек, в отличие от юношей, считают, что для успеха в профессии нужны коммуникационные способности, постоянная готовность учиться и знание иностранных языков. Значительная часть юношей полагают, что главное – это лояльность к организации (начальству). Вызывает беспокойство следующий факт: большинство девушек и половина юношей полагают, что на карьеру непосредственное влияние оказывают связи (нужные люди).

Предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование профориентационной работы.

Ключевые слова и словосочетания: ценностные ориентации, ценность образования, гендерный подход, мотивы обучения, интересы, потребности.

 

Литература

1. Таланов С.Л. Влияние референтной личности, социального капитала семейной группы на формирование образовательной и профессиональной стратегий детей // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 4. С. 28–37. DOI: 10.20339/AM.04-20.028

2. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Развитие гражданского самосознания молодежи: от «активности духа» к «активности действий» // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 27–32.

3. Гаджибабаева А.А. Предпринимательство в жизненных планах студентов вузов: гендерные различия // Женщина в российском обществе. 2019. № 1. С. 52–63.

4. Брюно В.В. Образ жизни студенческой молодежи: здоровье и поведенческие риски // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием. 2013. С. 165–182.

5. Рыбаков В.А. Вторичная занятость студентов вузов на рынке труда: тенденции и особенности (по результатам опросов студентов гуманитарных вузов г. Москвы) // Теория и практика общественного развития. 2020. № 8 (150). С. 84–88.

6. Бабуркин С.А., Таланов С.Л., Кушнарев Ф.Ю. Отношение к учебе и вторичной занятости студентов: гендерные особенности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. С. 47–62. DOI: 10.20339/AM.11-22.047

7. Зайцева А.А. Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 137–154.

8. Зубок Ю.А. Изменяющаяся социальная реальность: рефлексия теоретических и эмпирических аспектов социологического исследования молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 10–30.

9. Derous E., Ryan A.M. (2008). When earning is beneficial for learning: The relation of employment and leisure activities to academic outcomes // Journal of Vocational Behavior, 73, 118-131.

10. Carney C., McNeish S., McColl J. (2005). The impact of part time employment on students' health and academic performance: a Scottish perspective // Journal of Further and Higher Education, 2 (4), 307–319.

11. Rochford C., Connolly M., Drennan J. (2009). Paid part-time employment and academic performance of undergraduate nursing students // Nurse Education Today, 29 (6), 601–606.