УДК 378+37.09:620.9
https://doi.org/10.20339/AM.01-23.065
М.В. Журавлева,
д-р пед. наук, доцент, профессор
кафедры «Технологии основного органического
и нефтехимического синтеза имени проф. Г.Х. Камая»
ORCID: 0000-0003-2574-173Х, Researcher ID: AHE-21233-2022
e-mail: guravleva0866@mail.ru
Ф.Р. Гариева,
канд. хим. наук, доцент, профессор
кафедры «Технологии основного органического
и нефтехимического синтеза имени проф. Г.Х. Камая»
ORCID: 0000-0002-3312-8954, Researcher ID: AHI-0392-2022
e-mail: garievafr@mail.ru
Г.Ю. Климентова,
канд. хим. наук, доцент, доцент
кафедры «Технологии основного органического
и нефтехимического синтеза имени проф. Г.Х. Камая»
e-mail: klimentova.galin@mail.ru
Р.Г. Тагашева,
канд. хим. наук, доцент
кафедры «Технологии основного органического
и нефтехимического синтеза имени проф. Г.Х. Камая»
ORCID: 0000-0001-8228-7903, Researcher ID: AAE-6983-2022
e-mail: roza-ta1982@yandex.ru
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Реализация низкоуглеродного перехода в промышленности является важным фактором в улучшении климатической обстановки. К его осуществлению приступили все отрасли промышленности России, но наиболее актуальна эта задача для компаний энергетического сектора, деятельность которых сопровождается большими углеродными выбросами. Низкоуглеродную трансформацию предприятий нефтегазохимического комплекса связывают с внедрением циркулярных технологий, повышением энергоэффективности, сокращением выбросов и непродуктивным сжиганием углеводородных газов, межотраслевой интеграцией. Необходимость решения этих задач определяет высокую заинтересованность компаний в инженерах, готовых к инновационной деятельности по снижению эмиссии парниковых газов. В связи с этим цель данной работы состояла в изучении особенностей инженерной деятельности в условиях низкоуглеродного развития, разработке содержания инженерной подготовки и анализе готовности к ее проведению субъектов образовательного процесса.
Анализ стратегий устойчивого развития и итогов его осуществления в ведущих отраслевых компаниях позволил определить содержание инженерной деятельности по проведению низкоуглеродной трансформации. По результатам опроса представителей предприятий различного уровня квалификации была установлена актуальность развития у инженеров технолого-трансформационных, эколого-регуляторных, управленческо-экономических компетенций низкоуглеродного развития. Для их формирования разработано содержание подготовки инженеров химической технологии, отличающееся инновационностью, опережающим характером, междисциплинарностью, высоким уровнем экологической ориентированности, использованием цифровых инструментов.
В статье представлены педагогические методики и практика ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» по реализации инженерной подготовки к низкоуглеродному переходу производств.
Ключевые слова: низкоуглеродное развитие, отрасль, нефтегазохимический комплекс, инженер, образование, компетенции, образовательная программа.
Литература
- Deutsch C.A., Tewksbury J.J., Huey R.B., Shelton K.S., Ghalambor C.K., Haak D.C., Martin P.R. Impacts of Climate Warming on Terrestrial Ectotherms Across Latitude // Proceedings of the National Academy of Sciences USA. 2008. No. 18 (105). P. 6668–6672. http://doi.org/10.1073/pnas.0709472105
- Heltberg R., Siegel P.B., Jorgensen S.L. Addressing Human Vulnerability to Climate Change: Toward a ‘no-regrets’ Approach // Global Environmental Change-human and Policy Dimensions. 2009. Vol. 19. P. 89–99. DOI:10.1016/J.GLOENVCHA.2008.11.003
- Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». URL: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa... (дата обращения: 14.06.2022).
- Митрова Т., Гайда И., Грушевенко Е., Капитонов С., Мельников Ю., Пердеро А., Шевелева Н., Сигиневич Д. Декарбонизация нефтегазовой отрасли: международный опыт и приоритеты России. М.: Московская школа управления Сколково, 2021. 158 с. URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_E... (дата обращения: 14.06.2022).
- Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Шагеева Ф.Т., Осипов П.Н., Овсиенко Л.В. Региональное развитие: новые вызовы для инженерного образования (обзор конференции) // Высшее образование в России. 2021. № 12 (30). С. 111–132. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-111-132
- Юшко С.В., Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В. Интегративная подготовка будущих инженеров к инновационной деятельности для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. 2019. № 1 (28). С. 65–75. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-65-75
- Наше общее будущее: Докл. Междунар. комис. по окружающей среде и развитию (МКОСР). Пер. с англ. / под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета. М.: Прогресс, 1989. 371 с.
- Пути перехода к устойчивой энергетике. Ускорение энергетического перехода в регионе ЕЭК ООН // Серия публикаций ЕЭК ООН по энергетике № 67. ООН, Женева. 2020. 81 с. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/energy/images/PATHWAYS/Home/FINAL_Report_-_Pathways_to_Sustainable_Energy_-_RUSSIAN.pdf (дата обращения: 14.06.2022).
- Жизнин С. З., Тимохов В.М. Влияние энергетики на устойчивое развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 11 (61). С 34–42. DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-11-34-42
- Buyanova M.E., Mikhaylova N.A. Industrial Revolution 4.0: Tendencies and Risks of Social and Economic Changes in the Regions of Russia. In: Competitive Russia: Foresight Model of Economic and Legal Development in the Digital Age. CRFMELD 2019. Inshakova A., Inshakova E. (eds) // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Vol. 110. P. 95–102. https://doi.org/10.1007/978-3-030-45913-0_11
- Стародубцев В.А., Французская Е.О. Устойчивое развитие образования: связь технологии и педагогики // Открытое образование. 2017. № 1 (21). С. 34–43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-obrazovaniya-svya... (дата обращения: 14.06.2022).
- Николаева Т.П., Бичева И.Б., Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 34 URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/555/531 (дата обращения: 14.06.2022).
- Богоудинова Р.З., Хасанова Г.Ф., Шагеева Ф.Т., Осипов П.Н., Богатова Л.М. и др. Инженерное образование для устойчивого развития: методология, технология реализации: монография. Казань: РИЦ «Школа», 2021. 584 c.
- Зиятдинова Ю.Н., Осипов П.Н., Безруков А.Н., Валеева Э.Э., Султанова Д.Ш. Интернационализация инженерного образования. Российский вариант: монография. Казань: КНИТУ, 2015. 256 c.
- Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А., Андреев А.И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы: (Экспертно-аналитический доклад). М.: Учитель, 2017. 207 с. URL: http://fgp.msu.ru/wp-content/uploads/2017/10/obrazovanie-doklad.pdf (дата обращения: 14.06.2022).
- Кроули Э.Ф., Малмквист Й., Остлунд С., Бродер Д.Р., Эдстрем К. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / пер. с англ. С. Рыбушкиной; под науч. ред. А. Чучалина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 504 с.
- Wu T.-T., Wu Y.-T. Applying project-based learning and SCAMPER teaching strategies in engineering education to explore the influence of creativity on cognition, personal motivation, and personality traits // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 35, 100631. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100631
- Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Ответственность — ключевая компетенция инженера ХХI века // Высшее образование в России. 2022. № 2 (31). С. 107–118. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/3324/1770 (дата обращения: 16.06.2022).
- Osipov P.N., Irismetov A.I., Klemyashova E, Khafisova L. Development of the Engineering University Students’ Ecological Competence Based on the Project Method // The Impact of the 4th Industrial Revolution on Engineering Education. ICL 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 1134. P. 650–662. https://doi.org/10.1007/978-3-030-40274-7_62
- Кленина Л.И., Бурковская М.А. Междисциплинарность как важнейший фактор модернизации технического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 124–130. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-124-130
- Zhuravleva M., Valeeva E., Klimentova G., Goncharova I., Tagasheva R. Interdisciplinary Engineering Education for Sustainable Development of Russian Petrochemical Cluster // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 116. P. 1485–1492. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.09.02.166
- Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. № 10 (27). С. 47–62. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1496/1198 дата обращения: 16.06.2022).
- Хасанова Г.Ф. E-learning в подготовке инженеров для полимерных производств // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 4. С. 389–393. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-learning-v-podgotovke-inzhenerov-dly... (дата обращения: 16.06.2022).
- Zhuravleva M., Klimentova G., Tagasheva R., Valeeva E., Khatsrinova O.Y. Digital Tools for Competitive Engineering Training // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 389 LNNS. P. 329–336. DOI: 10.1007/978-3-030-93904-5_34
- Methane Tracker Data Explorer [Электронный ресурс] // IEA, Paris. 2022. URL: https://www.iea.org/articles/methane-tracker-data-explorer (дата обращения: 16.06.2022).
- Johnson J. Methane’s role in climate change // Chemical & Engineering news. 2014. No. 27 (92). URL: https://cen.acs.org/articles/92/i27/Methanes-Role-Climate-Change.html (дата обращения: 14.06.2022).
- Грицевич И.Г., Кутепова Е.А. Регулирование учета и отчетности по выбросам метана для нефтегазовых компаний в России и новые правила учета выбросов парниковых газов в США. М., 2009. 32 с. URL: https://wwf.ru/upload/iblock/681/methane_reg_rus_us.pdf (дата обращения: 16.06.2022).
- Ericson S., Engel-Cox J., Arent D. Approaches for Integrating Renewable Energy Technologies in Oil and Gas Operations. Technical Report. 2019. 35 p. URL: https://www.nrel.gov/docs/fy19osti/72842.pdf (дата обращения: 16.06.2022).
- Prapatsorn B., Aroonsri N. Methanol Production via CO2 Hydrogenation: Sensitivity Analysis and Simulation–Based Optimization // Frontiers in Energy Research. 2019. Vol. 7. P. 1–10. DOI: 10.3389/fenrg.2019.00081
- Chen C., Zhu X., Wen X., Zhou Y., Zhou L., Li H., Tao L., Li Q. et al. Coupling N2 and CO2 in H2O to Synthesize Urea under Ambient Conditions // Nature Chemistry. 2020. Vol. 12. P. 717–724. https://doi.org/10.1038/s41557-020-0481-9
- Sutrasno K., Bayu S.A., Yuswan M. CO2 Utilization Process Simulation for Enhancing Production of Dimethyl Ether (DME) // International Journal of Chemical Engineering. 2020. Vol. 2020. Р. 1–11. https://doi.org/10.1155/2020/9716417
- Магистерская программа «Управление низкоуглеродным развитием». URL: https://www.hse.ru/ma/carbon/admission/ (дата обращения: 16.06.2022).
- Политика группы «Лукойл» в области устойчивого развития. URL: https://lukoil.ru/FileSystem/9/572570.pdf (дата обращения: 16.06.2022).
- Ключевые приоритеты устойчивого развития ПАО «Татнефть». URL: https://www.tatneft.ru/ustoychivoe-razvitie/klyuchevie-prioriteti-v-oblasti-ustoychivogo-razvitiya?lang=ru (дата обращения: 16.06.2022).
- Еремин Н.А., Еремин А.Н. Цифровой двойник в нефтегазовом производстве // Нефть. Газ. Новации. 2018. № 12. С. 14–17. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36761388_93281533.pdf (дата обращения: 24.11.2022).
- Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 72 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/proekt_didakticheskoy_koncepcii.pdf (дата обращения: 16.06.2022).
- Hepburn C., Adlen E, Beddington J., Carter E.A., Fuss S. et al. The Technological and Economic Prospects for CO2 Utilization and Removal // Nature. 2019. Vol. 575. P. 87–97. https://doi.org/10.1038/s41586-019-1681-6
- Wanka J., Mennicken L. Technologies for Sustainability and Climate Protection — Chemical Processes and Use of CO2. Seltersdruck GmbH, 2015. 80 p. URL: https://co2-utilization.net/uploads/Book_of_Abstracts_BMBF_final_confere... (дата обращения: 16.06.2022).