УДК 378:005
https://doi.org/10.20339/AM.01-23.007
В.П. Соловьев,
канд. техн. наук, профессор
НИТУ МИСИС
e-mail: solovjev@mail.ru
Т.А. Перескокова,
канд. пед. наук, доцент
Старооскольский филиал
Российского государственного геологоразведочного
университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе
Рассматривается проблема использования в организациях профессионального образования принципа управления по целям в соответствии с требованиями ряда директивных правительственных документов. Показано, что образовательные организации находятся в «плену» предписанных аккредитационных показателей. Проведен анализ программ развития до 2030 года некоторых технических вузов. Обращено внимание на то, что в программах развития отсутствует решение проблем филиалов, заочного обучения, СПО. Рекомендовано обратить внимание на отечественный вузовский опыт подготовки инженерных кадров. Высказаны сомнения в достижении поставленных целей по подготовке студентов к современной профессиональной деятельности при переходе на модель 2+2+2. Показана целесообразность использования интерактивного обучения в классах преподавателей.
Ключевые слова: программа развития, аккредитационные показатели, управление по целям, численность студентов, модели обучения, образовательный процесс.
Литература
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2547 «Об утверждении требований к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования» URL: https://base.garant.ru/400793960/
- Жук И.Н. Управление: словарь-справочник. М.: Анкил. 2008. 1024 с.
- Нив Генри Р. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2005. 370 с.
- URL: https://base.garant.ru/400793960/
- URL: http://publication.pravo.gov.ru
- Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: Норма, 2007. 527 с.
- Скляревский А.Ю. Некоторые принципы повышения качества образовательной деятельности в вузах: фрагменты философии качества Э. Деминга // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 5. С. 61–67. DOI: 10.20339/AM.05-22.061
- URL: https://base.garant.ru/403372101/
- Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс». 2002. 928 с.
- URL: https://mospolytech.ru/upload/iblock/81c/programma-razvitiya-moscow-poly...
- URL: http://static.government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf
- URL: https://www.hse.ru/prog2030/
- URL: https://urfu.ru/ru/news/39607/
- Никтовенко Е. Не «сделано в России» // АиФ. 2022. № 45. С. 8.
- Россия приступает к реформе высшего образования. URL: http://forpost-sz.ru/a/2020-06-08.
- URL: https://akvobr.ru/new/magazine-number/138
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.
- URL: https://bmstu.ru/news/prioritet-2030-mgtu
- Чучалин А.И. Подготовка в вузе STEM:IT-профессионалов к инновационной деятельности в 3D-командах // Высшее образование в России. 2022. № 8. С. 79–96.
- Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Ориентация на потребителя как принцип высшего образования // Высшее образование сегодня. 2020. №4. С. 2–8.
- Перескокова Т.А., Соловьев В.П. Педагогические аспекты повышения качества образования. Старый Оскол: ТНТ, 2018. 200 с.
- Карабасов Ю.С., Роменец В.А., Соловьев В.П., Моргунов И.Б. Научно-методическая система проектирования структуры и содержания профессиональных образовательных программ // Известия Международной академии наук высшей школы. 2004. № 3 (29). С. 33–49.
- Адлер Ю.П. Зачем образованию еще и качество. Сборник «Созвездие качества–2000». М.: МЦ «Прирост». 2000. С. 29–49.
- Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Преподаватели и студенты в современном профессиональном образовании: переосмысление ролей // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 12. С. 14–22. DOI: 10.20339/AM.12-21.014