УДК 37.07:659
https://doi.org/10.20339/AM.12-22.080
Ю.Н. Эбзеева,
канд. филол. наук, доцент,
зав. кафедрой иностранных языков филологического факультета,
Первый проректор – Проректор по образовательной деятельности
Российский университет дружбы народов
ORCID ID: 0000-0002-0043-7590, SPIN-код: 3316-4356,
AuthorID РИНЦ: 486267, Scopus ID: 57194398624
e-mail: ebzeeva-yun@rudn.ru
Статья посвящена процедуре ребрендинга — процесса, который сопровождает университеты в ситуации слияния, идеологического или визуального устаревания бренда, расширения или значительного увеличения сферы деятельности вуза, потери лояльности со стороны потребителя услуги и/или кризиса. В статье анализируется опыт нескольких российских университетов и впервые поэтапно описывается проведение в 2017 году ребрендинга в Российском университете дружбы народов. Основными этапами описываемой процедуры являются анализ существующей ситуации с точки зрения имиджа университета, определение стейкхолдеров и конкурентного преимущества вуза на рынке образовательных услуг, обучение персонала тактике представления бренда. Предлагаемая методология базируется на положительном опыте российских университетов и содержит такие шаги, как построение программы развития университета с учетом интересов стейкхолдеров; акцентуализация на внешних атрибутах с учетом истории вуза; создание таких позиций, как миссия университета, эмблема и слоган университета, фирменный стиль; наращивание материально-технической базы; определение научного профиля университета; поиск стратегических партнеров; мероприятия по развитию узнаваемости бренда в обществе, которые включают работу с локальными и региональными СМИ, с сайтом университета, сувенирную продукцию.
Ключевые слова: ребрендинг университета, бренд университета, методика, имидж университета, миссия университета, слоган университета, эмблема университета.
Литература
Ebzeeva Yu.N., Dugalich N.M. Pondering on the ways to enhance university reputation // Training, Language and Culture. 2022. No. 6 (3). Р. 45–54.
Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Образовательная политика. Educational Studies. 2013. № 1. С. 25–68.
Эбзеева Ю.Н. Грантовая поддержка как фактор развития научных исследований в российских университетах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. № 19 (1). С. 146–157. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1-146-157
Неретина Е.А., Гвоздецкая И.В., Корокошко Ю.В. Брендинговая политика вуза в целях повышения конкурентоспособности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2015. № 10. С. 35–48.
Gopalan S., Pagiavalas N., Jones T. Branding MBA programs: Are they sufficiently related to an institution’s strategy? // Proceedings of the Academy of strategic Management, Allied Academies International Conference. 2008. No. 7 (20). Р. 14–19.
Pesch M., Calhoun R., Schneider K., Bristow D. The student orientation of a college of business: An empirical look from the student perspective // Marketing Management Journal. 2008. Spring. Р. 100–108.
Безгодов Д.Н., Коновалюк И.П. Организационная культура в ребрендинге, на примере преобразования Ухтинского индустриального института в Ухтинский государственный технический университет // Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития: сборник научных трудов: материалы всероссийской научно-практической конференции, Ухта, 26–27 ноября 2015 г. Ухта: Ухтинский гос. техн. ун‑т, 2016. С. 38–43.
Белановская Ю.Е., Миронова А.В. Реализация ребрендинга в Российском университете дружбы народов на примере телекоммуникационного учебно-информационного сервиса (ТУИС) // Альманах мировой науки. 2017. № 3–2 (18). С. 33–36.
Демиденко С.В., Шут А.А., Науменко Н.С. Особенности управления брендом вуза // Интеллектуальный и ресурсный потенциалы регионов: активизация и повышение эффективности использования: Материалы V Всерос. науч.-практ. конф., Иркутск, 16 мая 2019 г. / под науч. ред. А.П. Суходолова, Н.Н. Даниленко, О.Н. Баевой. Иркутск: Байкал. гос. ун‑т, 2019. С. 331–337.
Барткевичуте Н.А., Зубов А.Г. Ребрендинг фирменного знака для Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: черты, стилизация // Неделя науки СПбПУ: Материалы науч. конф. с международным участием. В 2-х частях, Санкт-Петербург, 18–23 ноября 2019 г. СПб: Политех-Пресс, 2020. С. 171–173.
Митрофанова Т.Ю. Бренд как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 117–123.
Хачатурян Э.К. К вопросу о сущности ребрендинга // Концепт. Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. 2015. № 8 (2). С. 171–175.
Карикова А.С. Стратегия формирования бренда университета в современном образовательном пространстве // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020. № 11 (4). С. 420–429.
Глумова Т.В. Применение стратегии ребрендинга на примере Уральского государственного педагогического университета // Молодежь в XXI веке: философия, психология право, педагогика, экономика и менеджмент: сборник научных статей VI Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 25–26 февраля 2016 г. / под науч. ред. И.А. Симоновой, М.С. Кривощековой, П.В. Кропотухиной, Е.М. Алексеевой. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. С. 18–191.
Шацилло В.А. Имидж образовательной организации в процессе профессионального самоопределения молодежи (на примере Саратовской области) // Вестник Поволжского института управления. 2020. № 20 (1). С. 83–90.
Chapleo C., Reader P. Higher Education Brands and Data // Using Data to Improve Higher Education. Global Perspectives on Higher Education. Menon M.E., Terkla D.G., Gibbs P. (eds.). Rotterdam: SensePublishers, 2014. https://doi.org/10.1007/978-94-6209-794-0_6
Зотова Е.А., Трофимов Е.Ф. Роль и место ребрендинга в системе управления образовательным учреждением // История и перспективы развития транспорта на севере России. 2013. № 1. С. 105–110.
Платов О.К., Зотова Е.А. Ребрендинг в системе менеджмента образовательного учреждения // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. № 163. С. 482–492.
Шевченко Д.А. Маркетинг в сфере образования. Брендинг и ребрендинг вузов на современном рынке образования // Практический маркетинг. 2017. № 4 (242). С. 3–11.
Ананченкова П.И. Совершенствование имиджа как фактор конкурентоспособности высшего учебного заведения (организационно-методический аспект) автореферат дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2009.
Ануфриенко С.В. Деятельность телестудии медиацентра ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по формированию положительного имиджа вуза // Достижения вузовской науки. 2014. № 10. С. 17–23.