Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Специфика рефлексии профессионально-образовательной деятельности акторами вуза в процессе дигитализации образовательного пространства

Я.И. Серкина
$2.50

УДК 378-042.4:004+316.6

https://doi.org/10.20339/AM.12-22.028

 

Я.И. Серкина,

канд. социол. наук, доцент

кафедра менеджмента и маркетинга

Белгородский государственный

национальный исследовательский университет

ORCHID ID 0000-0002-5106-7104

e-mail: serkina_ya@bsu.edu.ru

 

В статье рассматриваются специфические обстоятельства, отражающие рефлексию основных акторов образовательного пространства высшего учебного заведения (административных работников, преподавателей и научных сотрудников, студентов) профессиональной и образовательной деятельности. Определены условия, при которых рефлексия профессионально-образовательной деятельности в рискогенной среде дигитализации образовательного пространства может быть наиболее полной и адекватной.

Ключевые слова: образовательное пространство, дигитализация, рефлексия, риск, актор, вуз.

Литература

1. Барнетт Р. Осмысление университета //Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 6. С. 46–57.

2. Дутко Ю.А, Беловол Е.В. Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений) // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 1. С. 78–92.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 458 c.

4. Кудрявцев Д.И. Ресурсы преодоления сопротивления управленческим инновациям в вузовской организации // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. С. 93–99.

5. Масалова Ю.А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 33–44.

6. Перфильева О.В. Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по ее преодолению // Вестник международных организаций. 2007. № 2 (10). С. 34–48.

7. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо. 2019. 72 с.

8. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа): монография. М., 2002. 259 с.

9. Селиверстова Н.А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77.

10. Тихонов А.В., Богданов В.С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратной связи // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 74–81.

11. Усачева О.В., Черняков М.К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 53–62.

12. Фирсова С.В., Данилина О.М., Дашков А.А., Показаньев В.Ю. Культура как атрибут цифровой трансформации // Цифровая социология. 2021. Т. 4. № 1. С. 4–11.

13. Шарифьянов Т.Ф., Гайнанов Д.А. Эволюция цифрового неравенства и инструментарий нейтрализации его последствий // Региональная экономика теория и практика. 2014. № 22 (349). С. 2–18.

 

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00150 «Социальная консолидация городских сообществ: возможности и ограничения в условиях дигитализации урбанизированной среды» (https://rscf.ru/project/21-18-00150/).