Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Философия в российской высшей школе: цель и препятствия

Н.В. Попкова
$2.50

УДК 37.09:1

https://doi.org/10.20339/AM.10-22.039

 

Н.В. Попкова,

д-р филос. наук, канд. тех. наук, доцент, профессор

Кафедра «Философия, история и социология»

Брянского государственного технического университета

e-mail: npopkova12@rambler.ru

 

Предлагаемые в статье решения ориентированы на оптимизацию учебного курса философии и эффективное освоение общекультурных компетенций в рамках негуманитарных направлений высшей школы. Обращается внимание на то, что основные общекультурные компетенции, которые должны быть реализованы в результате изучения философии, совпадают с основными социальными функциями философии. Рассматриваются основные социальные функции философии (мировоззренческая и методологическая) и отмечаются основные трудности на пути реализации соответствующих компетенций. Реализация методологической функции философии осложняется разрывом между гуманитарными и специальными учебными предметами; недостаточная эрудиция преподавателей философии в области естественных и технических наук препятствует убедительному преставлению преимуществ философского мышления. Рекомендовано активное участие преподавателей философии в научных исследованиях (для осуществления социально-гуманитарной экспертизы). Тем не менее делается вывод, что цель учебного курса философии — формирование критически мыслящей творческой личности — находится в противоречии с господствующими социальными тенденциями; поэтому ее достижение маловероятно до осуществления гуманитаризации техногенного общества. Небольшие улучшения учебной программы и освоение новых педагогических методов не решают основной проблемы — необходимости реорганизации системы высшего образования в современном мире.

Ключевые слова: философия как учебный курс, общекультурные компетенции, социальные функции, мировоззрение, глобальные проблемы современности, критическое мышление.

 

Литература

  1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Категория деятельности и деятельностные принципы в педагогике // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 90–102.
  2. Гирусов Э.В. Социально-экологическое образование // Век глобализации. 2015. № 1. С. 125–129.
  3. Горохов В.Г. Технонаука — новый этап в развитии современной науки и техники // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 37–45.
  4. Горохов В.Г., Грунвальд А. Каждая инновация имеет социальный характер (Социальная оценка техники как прикладная философия техники) // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 135–145.
  5. Гусева Е.А., Панфилова М.И. К дискуссии о вузовской философии: что, как, зачем // Высшее образование в России. 2019. № 2. С. 69–78. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-69-78
  6. Гусейнов А.А. Все о том же — кому и зачем нужна философия? // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 118–122.
  7. Жуков В.Н. Зачем нужна философия в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 5. С. 18–21
  8. Карелин В.М., Кузнецова Н.И., Грифцова И.Н. «Философия» как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 64–74.
  9. Кондрашов П.Н. Философия как теоретическая форма мировоззрения и экзистенциальное отношение человека к миру // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 11. С. 9–12. DOI: 10.20339/AM.11-16.009
  10. Кузнецова Н.И. Высшая школа и наука: ценности и смыслы (к вопросу о статусе курса «История и философия науки») // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 140–151.
  11. Лекторский В.А. Зачем нужна сегодня философия // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 140–144.
  12. Липский Б.И. Курс философии в структуре высшего образования // Философия науки. 2016. № 6. С. 24–34
  13. Мамчур Е.А. Должна ли философия быть обязательным предметом в вузе? // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 127–135.
  14. Мартишина Н.И. «История и философия науки»: практическая значимость курса // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 121–127.
  15. Попкова Н.В. Гуманитаризация преподавания философии как борьба с экспансией технической рациональности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 2. С. 16–21. DOI: 10.20339/AM.02-19.016
  16. Попкова Н.В. Философия как учебный предмет в системе высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 10. С. 14–17.
  17. Порус В.Н. Реформа вузовской философии как условие ее выживания // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 26–33.
  18. Розин В.М. Приобщение к философии: Новый педагогический опыт. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 384 с.
  19. Розов М.А. Чего мы ждем от философии? (Заметки старого преподавателя) // Высшее образование в России. 2010. № 8–9. С. 20–29.
  20. Хлебникова О.В. Преподавание философии в призме современности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 7. С. 24–28.