УДК 37:1
https://doi.org/10.20339/AM.10-22.020
Н.А. Кузнецов,
акад. РАН, д-р техн. наук, профессор,
МФТИ;
ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН, Москва
e-mail: kuznetsov@cplire.ru
С.Ю. Жолков,
д-р филос. наук, канд. физ.-мат. наук, профессор
РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Москва
e-mail: sergei_jolkov@mail.ru
В статье исследуются принципиальные положения основных регуляторов образовательного процесса: Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и ФГОС среднего общего образования (приказа Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г. (с последующими изменениями). Обосновывается необходимость их существенной корректировки.
Обсуждаются идеи, заложенные в образовательный процесс Министерством образования и науки в ходе реформирований 2004–2012 гг., и пояснения А. Фурсенко, министра образования в тот период.
Рассматриваются положительные и отрицательные стороны ЕГЭ.
Анализируются требования отказаться от оценок, экзаменов и домашних заданий, указывается на опасное движение ко всеобщему дилетантизму.
Обсуждаются проблемы в процессе отхода от Болонской системы высшего образования и позиция Министерства науки и образования РФ и министра В. Фалькова. Отмечаются проблемы с учебниками и методикой обучения.
Рассматривается «предметно-целевая» схема обучения, а также «познавательно-ролевая» форма обучения, реализованная в СССР.
Отмечается, что у нас есть уникальная возможность совершить современный переход к критическому и аналитическому мышлению вместо догматического, как в свое время это сделали гиганты Возрождения.
Ключевые слова: современное научное образование, ФГОС, ЕГЭ, Болонская система, формы обучения.
Литература
- Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории // Сочинения в 9 т. Т. 9. Материалы разных лет. М.: Мысль, 1990. 204 с.
- РИА Новости. 07.06.2008. URL: https://ria.ru/20061112/55561534.html.
- «Учительская газета». 2008. 4 ноября. № 45. URL: http://old.ug.ru/archive/26465.
- Заварина С.А., Семчук Н.Н. Образовательные парадигмы. URL: https://scienceforum.ru/2021/article/ 2018027284.
- Смирнов Г.В. Менделеев. ЖЗЛ. М: Молодая гвардия, 1974. 334 с.
- Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Сер. Мыслители ХХ века. М: Республика, 1998. 492 с.
- URL: https://ruxpert.ru/Мифы_об_образовании_в_России.
- Оценивание учебных достижений учащихся: метод. рук‑во / сост. Шакиров РХ. и др. Бишкек: Билим, 2012. 80 с.
- Жолков С.Ю. Реальность и прагматические теории. Как принимать решения. М.: Канон+, 2015. 487 с.
- URL: сhttps://www.kommersant.ru/doc/5381815.
- Сперанский М.М. Проекты и записки. М.–Л.: АН СССР, 1961. 245 с.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 1. М.: Мысль, 1993. 572 с.
- Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. 622 с.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 294 с.
- Кузнецов Н.А. Информационное взаимодействие в технических и живых системах // Информационные процессы. 2001. Т. 1. № 1. С. 1–9.