Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Критическое мышление в образовании: вопрос метода трансляции знания

Н.П. Суханова
$2.50

УДК 16:37.09

https://doi.org/10.20339/AM.09-22.033             

 

Н.П. Суханова,

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры философии и гуманитарных наук

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

е-mail: konfngi@yandex.ru

 

Исследование критического мышления осуществляется сквозь призму программы «Логика и критическое мышление». Поиск методологических оснований современной педагогики предпринимается через обращение к традиции постмодернизма. В числе постмодернистских идей выделяется идея «опыта» во всем его многообразии, имеющем место в процессе обучения. Вариабельность опыта санкционирует отказ от интеллектуального давления и возможность методологического плюрализма в вопросе выбора методов и подходов к преподаванию. Антипедагогика, постмодернистски ориентированная в своей теории и практике на принципы «опытного обучения», содержит основания для развития проблемно-ориентированного метода, рассматриваемого как пусковой механизм в когнитивном процессе, нацеленном на формирование навыков критического мышления. Показывается эффективная практика реализации проблемного подхода в вопросе развития интеллектуальных, лингвистических, логических диспозиций личности учащихся и превращения их в исследовательское сообщество. Делается вывод о приоритетности проблемно-ориентированного метода в обучении искусству мыслить критически.

Ключевые слова: критическое мышление, логика, проблемно-ориентированный метод, образование, антипедагогика, постмодернизм.

 

Литература

  1. Быкова А.С., Сахарова Н.С., Кириллова И.К. Современные тенденции в трактовке понятия «критическое мышление» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 3 (231). С. 6–11. DOI: 10.25198/1814-6457-231-6
  2. Каменев С.В. От предписаний — к предложениям: российское образование на путях реформирования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-4 (86). С. 75–78. 
  3. Карпов А.О. Современная теория научного образования: проблемы становления // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 15–24.
  4. Лау Джо У.Ф. Введение в критическое мышление и теорию креативности. М.: Эксмо, 2017. 368 с.
  5. Некрасова Н.А., Некрасов С И., Клепацкий В.В. Философский анализ особенностей и возможностей критического мышления // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2022. № 1 (59). С. 79–86. DOI: 10.26456/vtphilos/2022.1.079
  6. Огурцов А.П. Антипедагогика: вызов постмодернизма // Высшее образование в России. 2002. № 5. С. 79–86.
  7. Рыбаков С.Ю., Степанов И.И. Постмодернизм в педагогике как отражение фундаментального антропологического кризиса // Духовно-нравственное воспитание. 2021. № 4. С. 3–8. 
  8. Суханова Н.П. Проблемный метод в реализации проекта по критическому мышлению // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 23–30. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-23-30
  9. Юлина Н.С. Философия для детей. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2005. 464 с.
  10. Doll W.E. A Post-Modern Perspective on Curriculum. Teachers College Press, 1993. 232 p.
  11. Lipman M. Thinking in education. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 316 р.