УДК 378:796.01
https://doi.org/10.20339/AM.08-22.081
С.И. Мануйлов,
кандидат педагогических наук,
Алтайский государственный педагогический университет,
E-mail: vl4dimiroffar@yandex.ru
В статье рассматривается двигательная задача как система модельных представлений об условиях, требованиях и средствах достижения целеполагаемого результата, которая меняется в соответствии с отношением субъекта-действия к ситуации-задаче. Выделяют основные положения: во-первых, задача (в отличие от задания) существует только в форме модельных представлений, являющихся средством познания и опережающего отражения объективной реальности; во-вторых, двигательная задача, как и любое другое явление субъективной реальности, есть не только отражение объекта, но и отношение к нему. Раскрываются основные компоненты двигательной задачи: ситуация задачи, цели задачи, целевые установки, целевые требования, целевые средства. Определяются механические энергозатраты у спортсменов при беге с максимальной скоростью. В экспериментах участвовали 8 юношей и 9 девушек (возраст 18,8 ± 0,8 лет; рост 175,7 ± 1,1 см; масса 58,9 ± 4,8 кг). Авторская позиция заключается в том, что спортсмен, решающий двигательную задачу, всегда является в той или иной степени субъектом нормотворчества: от изучения условий и ситуации задачи переходит к анализу целей и установок, а затем в соответствии с требованиями к системе движений разрабатывает средства решения. Важнейшим критерием при разработке целевых средств является создание нового, процесс выработки неизвестной, более рациональной спортивной техники.
Ключевые слова: двигательная задача, ситуация задачи, цели задачи, целевые установки, целевые требования, целевые средства, двигательные действия, профессионально-педагогическая направленность.
Литература
- Вебер Д.А. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на здоровье студентов Алтайского государственного педагогического университета // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 7. С. 25–31.
- Грабиненко Е.В. Исследование уровня здоровья студентов Алтайского государственного педагогического университета в зависимости от вида физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (40). С. 18–22.
- Казанцева В.В. Теоретические аспекты реализации модели формирования профессиональной направленности студентов в процессе социокультурного воспитания // Модели инкультурации в образовании. Материалы международной научно-практической конференции / Под науч. редакцией С.А. Ан. Барнаул, 2018. С. 138–144.
- Малиновский А.В., Юркин Д.В. Самостоятельная деятельность спортсменов в процессе обучения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 179–182.
- Платонов В.Н. Привлечение студенческой молодежи к занятиям спортивно-оздоровительной направленности // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-2. С. 47–50.
- Платонов В.Н. Практическая подготовка будущих специалистов в области спорта // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 12. С. 44–49.
- Смокотнина И.М. Анализ педагогических наблюдений на занятиях по физической подготовке в высших учебных заведениях // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 1-4 (57). С. 38–42.
- Супрунов С.И., Раченко А.В. Виды самостоятельной работы студентов ИФКИС // 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования». Материалы конференции. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2016. С. 101–104.
- Тюкин В.Г. Специальная направленность в развитии двигательных способностей как эффективный путь воспитания надежности в действиях будущих специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 5.