Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Российский ноосферный университет: опыт концептуального конструирования

Г.С. Смирнов, Д.Г. Смирнов, М.А. Меликян
$2.50

УДК 1:378

https://doi.org/10.20339/AM.08-22.023        

 

Г.С. Смирнов,

д-р филос. наук, проф., профессор кафедры философии

Ивановский государственный университет;

руководитель НОЦ «Комплексные ноосферные исследования»

e-mail: smirnovgs@ivanovo.ac.ru

Д.Г. Смирнов,

д-р филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии

Ивановский государственный университет

e-mail: smirnovdg@ivanovo.ac.ru

М.А. Меликян,

канд. филос. наук, доцент кафедры философии

Ивановский государственный университет

e-mail: melikyanma@ivanovo.ac.ru

 

Статья посвящена историческим, теоретическим и прикладным аспектам системной разработки представлений о российском ноосферном университете, истоки которых обнаруживаются в научном и социальном творчестве В.И. Вернадского — создателя учения о переходе биосферы в ноосферу. Очерчены персоналистические аспекты рождения ноосферной образовательной парадигмы. Зафиксированы основные этапы развития проблем образования в рамках деятельности ивановской ноосферной школы. Показана концептуальная динамика развития теории и практики российского ноосферного университета в трех его моделях — классической, которая опирается на формулу академика В.И. Вернадского «научная мысль как планетное явление», неклассической, в основе которой лежит идея академика Н.Н. Моисеева о Коллективном Разуме, и постнеклассической, базирующейся на синергетических представлениях о ноосферной цефализации. Сделан вывод о том, что для этих трех моделей актуален принцип соответствия, что предполагает включенность каждой предыдущей теории в последующую. Обосновано, что современная методология ноосферного университета неразрывно связана с динамикой перехода от концепта «общечеловеческого» к представлениям о «всечеловеческом». Раскрыта взаимосвязь реального и виртуального ноосферного университета в развитии образовательного пространства. Обозначены пути воздействия ноосферного университета на практики устойчивого развития региона.

Ключевые слова: ноосфера, научная мысль как планетное явление, ноосферный университет, классический университет, знаниевый универсум, неклассический университет, Коллективный Разум, ноосферная картина мира, постнеклассический университет, техно-социальная цефализация, ноосферная цефализация, виртуальный ноосферный университет.

 

Литература

1. Наумова Е.И., Соколов Е.Г. Дискурс университета: знание в эпоху современных форм развития капитализма // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 142–150. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-142-150.

2. Агиней Р.В., Беляева О.И. «Большие вызовы» и региональный технический университет: ценности и действия // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 105–114. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-105-114.

3. Аршинов В.И. Сложностный мир в контексте его наблюдателя // Философия, методология и история науки. 2015. T. 1. № 1. С. 86–99.

4. Тхагапсоев Х.Г. Университет: к стратегии движения «за горизонт» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 83–90. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-83-90.

5. Ендовицкий Д.А., Гайдар К.М. Университетская наука и образование в контексте искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 121–131. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-121-131.

6. Антонов Н.П., Гумницкий Г.Н., Хакимов Р.З. Конференция, посвященная учению В. И. Вернадского о биосфере // Философские науки. 1984. № 2. C. 163–164.

7. Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Философские проблемы ноосферного универсума. Иваново, 1998. 244 с.

8. Смирнов Г.С. Ноосферная картина мира и современное образование // Вестник РАЕН. 2003. Т. 3. № 1. С. 57–64.

9. Дмитревская И.В., Портнов А.Н., Смирнов Г.С., Смирнов Д.Г. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы // Ноосферные исследования. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. Вып. 1. 151 с.; Вып. 2. 178 с.

10. Антонов Н.П. Роль субъективного фактора в переходе биосферы в ноосферу // Человек. Эволюция. Космос. 1984. Кн. 1. Книжка IV. С. 93–104.

11. Смирнов Г.С. Цефализация ноосферы: эволюция разумного вещества на рубеже тысячелетий // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Вып. 2 (12). С. 17–30.

12. Grigory Smirnov, Dmitry Smirnov. Cephalization of the Noosphere: Socio-Philosophical Aspects // Philosophy and Cosmology. 2019. Vol. 22. Р. 37–43. DOI: 10.29202/phil-cosm/22/12.

13. Смирнов Д.Г. Всероссийская научная конференция с международным участием «Российский региональный университет: информатизация, цифровизация, гуманизация», Иваново, 11–12 декабря 2020 г. // Интеллигенция и мир. 2021. № 1. С. 140–154. DOI: 10.46725/IW.2021.1.9.

14. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

15. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.

16. Смирнов А.В. Всечеловеческое vs. общечеловеческое. М.: Сандра: Изд. Дом ЯСК, 2019. 216 с.

17. Смирнов Д.Г. Этика ноосферной безопасности: к постановке проблемы // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 135–142. DOI: 10.46726/H.2021.4.15.

 

Работа выполнена в рамках внутреннего гранта ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», номер проекта 17-21-Д.