Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Нарративный подход в исследовании миграции учителей

Д.В. Катаев, А.П. Волков
$2.50

УДК 308

https://doi.org/10.20339/AM.07-22.022       

 

Д.В. Катаев,

д-р социол. наук, профессор

кафедры социологии и управления

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

e-mail: dmitrikataev@rambler.ru

А.П. Волков,

магистр

кафедры социологии и управления

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

e-mail: anton_volkov_48_rus@mail.ru

 

Статья посвящена теоретическим и методологическим аспектам исследования миграции учителей. Стоит отметить, что в России миграция учителей не стала отдельной темой для исследовательских изысканий. На основании анализа современных подходов к миграции и мобильности выявлены сильные и слабые стороны исследовательских стратегий «мобильного поворота» и «привязанности к месту», раскрыты эвристические возможности количественной и качественной методологии при исследовании миграции учителей. Цель статьи состоит в обосновании и разработке концептуальной основы для дальнейших исследований миграции учителей и выпускников педагогических вузов. В статье с помощью специально разработанной методики нарративного интервью выявлены причины, формы и последствия миграции учителей, а также ключевые тенденции, характерные для современных процессов трудовой миграции в образовательном пространстве российской школы. В статье говорится о необходимости применения именно нарративного подхода к анализу коммуникативной формы повествования. Метод нарративного интервью использовался в мобильной методологии как стратегия смешивания методов «Go along» и «Восстановление воспоминаний» для изучения социального опыта учителя и сбора информации о месте, времени и ситуативных обстоятельствах его миграции. Сегодня проводится ряд исследований, где наблюдаются изменения в трактовках изучения миграции, что составляет почву для новых теоретических подходов к изучению миграционных процессов.

Ключевые слова: учителя, нарративное интервью, миграция учителей, мобильные методы, причины миграции, формы миграции, последствия миграции.

Литература

  1. Эльдяева Н.А., Кованова Е.С. Движущие силы и современные тенденции внутренней трудовой миграции населения региона // Моделирование развития социально-экономического потенциала территории в условиях современных вызовов. Материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2018. С. 81–85.
  2. Тер-Акопов А.А., Максимова А.С. Внутренняя трудовая миграция молодежи: современные тенденции, факторы и последствия // Труд молодежи в XXI веке: вызовы и возможности. Диалог поколений. Материалы Петербургского международного молодежного форума труда, 2017. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2018. С. 176–180.
  3. Todaro M. Internal migration in developing countries: a survey // Population and economic change in developing countries / Ed. R. Easterlin. Chicago: University of Chicago Press, 1980. P. 443.
  4. Сердюков К.Н. Основные парадигмы социологического подхода к исследованию миграционных процессов (часть 1) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 3. С. 295–299. DOI: 10.18500/1818-9601- 2018-18-3-295-299
  5. Giddens E., Berdsoll K. Sociologiya. M.: Editorial URSS, 2005.
  6. Bek U. Obshchestvo riska: na puti k drugomu modern. M.: Progress-Tradiciya, 1967.
  7. Bauman Z. Liquid Modernity. N.Y.: John Wiley & Sons. 2013.
  8. Семенова В.В., Черныш М.Ф., Сушко П.Е. Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты. М.: ФНИСЦ РАН. 2019.
  9. Amitai A., Van Houtte M. Being pushed out of the career: Former teachers’ reasons for leaving the profession // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 110. URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103540
  10. Glazer J. Tales out of school: Tracing perspective change through the stories of former teachers // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 90. URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103032
  11. Sacco C., Falzetti P. Spatial variations of school-level determinants of reading achievement in Italy // Large-scale Assessments in Education. 2021. Vol. 9. URL: https://largescaleassessmentsineducation.springeropen.com/articles/10.11...
  12. Рождественская Е.Ю. ИНТЕР-энциклопедия: нарративное интервью // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12. № 4. С. 114–127. URL: https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.4.8
  13. Engelhardt M. Biographie und Identitaet. Die Rekonstruktion und Praesentation von Identitaet im muendlichen autobiographischen Erzaehlen // W. Sparn (ed.). Wer schreibt meine Lebensgeschichte? Biographie, Autobiographie, Hagiographie und ihre Entstehungszusammenhaenge. Guetersloh: Mohn. 1990. P. 197–247.
  14. Глазков К., Стрельникова А. Мобильные методы: движение как часть исследовательской стратегии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2015. Т. 7. № 10. С. 79–90.
  15. Di Masso A., Williams D.R., Raymond C.M., Buchecker M., Degenhardt B., Devine Wright P., Stedman R. Between fixities and flows: Navigating place attachments in an increasingly mobile world // Journal of Environmental Psychology. 2019. Vol. 61. P. 125–133.
  16. Полухина Е.В., Morgan D. Integrating qualitative and quantitative methods: a pragmatic approach. SAGE Publications // Социологические исследования. 2014/2015. № 6. С. 168–170.
  17. Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства // М.: Новое литературное обозрение. 2011.
  18. Schutze F. Autobiographical Accounts of War Experiences. An Outline for the Analysis of Topically Focused Autobiographical. Texts – Using the Example of the Robert Rasmus Account in Studs Terkel’s Book, ‘The Good War’ // Qualitative Sociology Review. 2014. Vol. 10 (1). P. 224–283. DOI:10.18778/1733-8077.10.1.10