Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль и место лекции в технологии «Перевернутый класс»

О.В. Янущик, И.Г. Устинова, О.Н. Ефремова
$2.50

УДК 37.09:378

https://doi.org/10.20339/AM.06-22.077     

 

О.В. Янущик,

канд. пед. наук, доцент,

Отделение математики и информатики (ОМИ)

НИ Томский политехнический университет;

доцент кафедры комплексной информационной

безопасности электронно-вычислительных систем

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники

e-mail: yanuschik@tpu.ru

И.Г. Устинова,

канд. техн. наук, доцент

Отделение математики и информатики (ОМИ)

НИ Томский политехнический университет

e-mail: igu@tpu.ru

О.Н. Ефремова,

канд. пед. наук, доцент ОМИ

Отделение математики и информатики (ОМИ)

НИ Томский политехнический университет

e-mail: fedor@tpu.ru

 

Перевернутое обучение является активной, ориентированной на студентов формой обучения, которая используется для повышения качества подачи материала во время лекционных и практических занятий. Эту технологию применяют преподаватели различных дисциплин ввиду существенного сокращения аудиторных часов, возможности построения индивидуальной траектории обучения студентов, развития их навыков самообразования, непрерывного обучения и др. Во всем мире технология перевернутого обучения получила широкое распространение, однако в нашей стране она используется не так часто, в основном в преподавании гуманитарных дисциплин. В статье рассмотрены преимущества и недостатки технологии «перевернутый класс», условия ее применения и внедрения в учебный процесс, а также сравнение ее эффективности с традиционным методом обучения в процессе лекционных занятий по математике. Кроме того, показаны преимущества технологии «перевернутый класс» с точки зрения оптимизации аудиторной лекционной нагрузки, мотивации студентов к изучению предмета, ориентированности на развитие у студентов способностей к самостоятельному овладению знаниями. В статье представлен опыт внедрения данной технологии в техническом вузе на протяжении 5 лет. Полученные результаты, обработанные в ходе исследования, позволили сделать вывод об эффективной организации лекционных занятий по математике с применением технологии «перевернутого класса» и перспективности ее применения при подготовке студентов к занятиям по математике.

Ключевые слова: образовательные технологии, студенты, математика, технология «перевернутый класс».

 

Литература

  1. Борзова Т.А. Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевернутый класс» // Высшее образование в России. 2018. № 8. C. 80−88.
  2. Вульфович Е.В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевернутый класс» // Высшее образование в России. 2017. № 4. C. 88−96.
  3. Bergmann J., Sams A. Flip your classroom: Talk to every student in every class every day. Washington, DC: International Society for Technology in Education, 2012. P. 120–190.
  4. Zappe S., Leicht R. Flipping the Classroom to Explore Active Learning // In Proceedings, American Society for Engineering Education Annual Conference & Exhibition. 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/260201119_Flipping_the_classroo... (дата обращения: 12.04.2022).
  5. Tarbokova T.V., Ustinova I.G., Rozhkova O.V. Application of the technology flipped classroom in the course study linear algebra and analytical geometry. 12th International Technology, Education and Development Conference (INTED2018) proceedings, Valencia, March 5-7, 2018. Valencia, IATED, 2018. P. 4795−4802.
  6. Шестак Н.В. Лекция в вузе в контексте компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2018. № 8. C. 43−53.
  7. Вербицкая И.Н., Жарикова Л.А. Презентация делает лекцию по математике эффективнее // Высшее образование в России. 2011. № 6. C. 163−168.
  8. Коньков Д.С. Аудиовизуальные и интерактивные методы преподавания: достоинства и недостатки // Высшее образование в России. 2012. № 8. C. 115−120.
  9. Васильева Е.Ю. Восприятие иностранными студентами лекций в традиционной и электронной форме // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2018. № 12. С. 31–35. DOI: 10.20339/AM.12-18.031
  10. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко и др. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544 с.
  11. Marquardt Ch.M., Meyer M.D., Schneider M., Hilgemann R. Learning handwriting at school — A teachers’ survey on actual problems and future options // Trends in Neuroscience and Education. 2016. No. 5. P. 82−89.
  12. Mueller P.A. & Oppenheimer D.M. The Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking // Psychological Science OnlineFirst. 2014. P. 1−10.
  13. Larsen R.J., Marx M.L. An Introduction to Mathematical Statistics and its Applications. Boston: Prentice Hall, 2012. 630 p.

 

 

Благодарность: Исследование выполнено в рамках программы развития ТПУ.