Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

COVID-факторы конституирования социальной реальности в научных дискуссиях

М.Л. Зайцева, М.Н. Гирник
$2.50

УДК 016:001(05)-043.8/.9:614.4

https://doi.org/10.20339/AM.05-22.084        

 

М.Л. Зайцева,

д-р искусствоведения, канд. филос. наук, профессор

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

 (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва

ORCID: 0000-0001-6255-500X

е-mail: zajtseva-ml@rguk.ru

М.Н. Гирник,

преподаватель

кафедры клинический психологии и интегративной арт-терапии

Института «Академия им. Маймонида»

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

(Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва

е-mail: girnik-mn@rguk.ru

 

Целью статьи является проблематизация изучения COVID-факторов конституирования социальной реальности в научных дискуссиях. Объект исследования — теоретический дискурс последствий пандемии COVID-19, представленный совокупностью научных публикаций eLIBRARY, Publons, Mendeley, Google Scholar, Semantic Scholar, Sage, Springer, Taylor & Francis, Wiley. Такой выбор обусловлен открытостью данных: исследуемый сегмент научных текстов не прошел селекцию наукометрической оптики, оставаясь частью социального дискурса. Это важно, поскольку авторы делают акцент на COVID-факторах конституирования социальной реальности.

Исследование скрепляют общетеоретические методы типологии и сравнения. В качестве инструментальных — использованы математические методы обработки статистических данных.

В логике исследования можно утверждать, что высокая степень субъективации COVID-факторов конституирования социальной реальности в России предполагает в перспективе большую адаптивность общества к подобным потрясениям, поскольку степень субъективации угрозы связана со степенью дальнейшей объективации конституирующих оснований социального развития. В частности, установлена особенность отечественного научного дискурса, выраженная значительным ростом публикаций с атрибутом «COVID» в 2020–2021 гг. по сравнению с такими традиционными атрибутами социального дискурса, как: «экономика», «образование», «культура», «политика».

Ключевые слова: социальный дискурс, теоретический дискурс, конституирование социальной реальности, COVID-факторы, статистика, типология, сравнение.

 

Литература

  1. Ананченкова П.И., Новикова Н.М. Дисфункциональность образования в условиях пандемии COVID-19 // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 11. С. 7–11. DOI: 10.20339/AM.11-20.007
  2. Гельман В.Я. Проблемы перехода на дистанционное обучение // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 7. С. 8–12. DOI: 10.20339/AM.07-20.008
  3. Грачев В.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере как основа устойчивого развития // Юг России: экология, развитие. 2015. № 3. С. 16–23.
  4. Дидуренко Л.П. COVID-19: вызов и философия ответа // «Вызов» в повседневной жизни населения России: история и современность: мат. международной научной конференции / ред. В.А. Веременко (Санкт-Петербург, 1–3 апреля 2021 г.). СПб.: ЛГУ им. Пушкина, 2021. С. 66–71.
  5. Жуков В.Н. Что показывает пандемия в России? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 1. С. 100–101. DOI: 10.20339/AM.01-22.100
  6. Журавлева И.А. Восприятие студентами удаленного обучения в университете // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 8. С. 12–15. DOI: 10.20339/AM.08-20.012
  7. Зорин К.В. Медицинское образование в условиях пандемии коронавирусной инфекции: социально-этические рекомендации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 2. С. 38–41. DOI: 10.20339/AM.02-21.038
  8. Зорин К.В. Социально-этические проблемы вакцинации против COVID-19 // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 1. С. 102–105. DOI: 10.20339/AM.01-22.102
  9. Карепова С.Г., Костоломова М.В. «Посткарантинная» социальная реальность: контуры и противоречия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 12. С. 23–29. DOI: 10.20339/AM.12-21.023
  10. Карпов А. Фундаментальные модели образования будущего // Вопросы философии. 2022. № 1. С. 54–64.
  11. Козлов С.В. Проблема самолегитимации общества в контексте процессов модернизации и постмодернизации: социально-философские аспекты // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 1 (55). С. 17–30.
  12. Комаров В.В., Литвина Н.И., Ананьева Е.В., Пронченко Л.В. Мировая экономика. Пандемия коронавируса. Беспрецедентные риски и неопределенности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 5. С. 109–116. DOI: 10.20339/AM.05-21.109
  13. Котлярова В.В., Киреева Л.Е. Виды страхов и саморегуляция поведения студенческой молодежи в ситуации вынужденной самоизоляции // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 7. С. 70–76.
  14. Ларионова М.В., Киртон Дж. Глобальное управление после кризиса COVID-19 // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. № 2. С. 7–23.
  15. Левашов В.К., Шушпанова И.С., Анищенко А.В. Государственные меры и резервы поддержки российского предпринимательства в условиях COVID-кризиса // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 11. С. 92–102. DOI: 10.20339/AM.11-20.092
  16. Лобанова Н.И., Логунова Л.В. Дистанционное обучение в условиях пандемии (на примере КГПУ имени В.П. Астафьева) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 5. С. 40–44. DOI: 10.20339/AM.05-21.040
  17. Момджян К.Х. К вопросу о конструировании социальной реальности // Философский журнал. 2021. № 4. С. 38–52.
  18. Нестик Т.А., Задорин И.В. Отношение россиян к глобальным рискам: социально-демографические и психологические факторы восприятия угроз // Мониторинг. 2020. № 5 (159). С. 4–28.
  19. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; ред. и предисл. Б.З. Мильнер. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
  20. Осипова Е.Д. Трансформация социальных практик: концепция П. Бергера и Т. Лукмана в условиях кризисного общества // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. № 2. С. 69–79.
  21. Поляков А.В., Унусян У.В. Социологические аспекты оценки безопасности на организационном уровне (на примере дошкольных учреждений) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 1. С. 124–136.
  22. Смирнов Г.С. Философия автотрофности человечества и глобальное сознание // Век глобализации. 2017. № 1 (21). С. 20–32.
  23. Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В., [и др.]. Структура тревожных переживаний, ассоциированных с распространением Сovid-19: данные онлайн-опроса // Вестник РГМУ. 2020. № 3. С. 77–84.
  24. Стёпин В.С., Смирнова Н.М., Синеокая Ю.В. Существует ли методологический изоморфизм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания? // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 3. С. 150–165.
  25. Таланов С.Л., Кушнарев Ф.Ю., Березин Д.Т., Румянцева Е.С. Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12–22. DOI: 10.20339/AM.10-20.012
  26. Урусова Л.Х. Современное образование в период пандемии: проблемы и их решения // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 3. С. 50–54. DOI: 10.20339/AM.03-21.050
  27. Фесенкова Л. Учение о ноосфере в современной экологической ситуации // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 142–147.
  28. Харман Г. Имматериализм: Объекты и социальная теория / пер. с англ. А. Писарев; ред. Е. Попова. М.: Институт Гайдара, 2018. 152 с.
  29. Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы / ред. Г.Л. Белкина; сост. М.И. Фролова. М.: КАНОН+, 2022. 496 с.
  30. Critical Zones: The Science and Politics of Landing on Earth. B. Latour, P. Weibel (eds.). Cambridge; London: MIT Press, 2020. 560 p.
  31. Latur B. After Lockdown: A Metamorphosis / Transl. J. Rose. Cambridge, UK: Polity Press, 2021. 180 p.
  32. Latur B. Ecological Mutation and Christian Cosmology: A lecture for the International Congress of the European Society for Catholic Theology (Osnabrück, August 2021) / Transl. S. Ferguson [Online]. URL: http://www.bruno-latour.fr/sites/default/files/177-OSNABRUCK-GB.pdf (accessed on: 28.01.2022).
  33. Lee M.M. Covid-19: Agnotology, Inequality, and Leadership // Human Resource Development International. 2020. Vol. 23. Iss. 4. P. 333–346.