Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Социально-технологические аспекты оценки и управления образовательными рисками в вузе

Ж.С. Сафронова, Д.С. Бразевич, М.Н. Майор
$2.50

УДК 37.07:005

https://doi.org/10.20339/AM.04-22.049       

 

Ж.С. Сафронова,

канд. пед. наук, доц.

кафедра экономики и управления

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет

e-mail: shan_safronova@mail.ru

Д.С. Бразевич,

канд. социол. наук, доц.

кафедра социально-экономических дисциплин и сервиса

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

e-mail: brazevich1986@mail.ru

М.Н. Майор,

канд. философ. наук, доц.,

декан гуманитарного факультета,

заведующий кафедрой философии и социальных коммуникаций

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

e-mail: mmayor@rambler.ru

 

Авторы рассматривают социально-технологические аспекты управления образовательными рисками вуза, способствующие оказанию помощи в принятии взвешенных управленческих решений, положительно влияющих на уровень образовательных услуг, их конкурентоспособность. В статье выделены системный характер и особенности управления рисками в современном вузе. Авторы показывают многообразие образовательных рисков и классифицируют их по видам. Определение образовательных рисков должно исходить прежде всего из критериев качества образовательных процессов и образования вуза, основываться на внешних и внутренних целях, определяемых государством, потребителями услуг и вузом. Учет в управлении внешних и внутренних рисков определяет имидж и рейтинг вуза, тем самым обеспечивая собственную конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. С позиции авторов, планирование управления рисками следует начинать не только с идентификации возможных рисков, но и выявления всего комплекса рискообразующих факторов. В управлении рисками следует учитывать внутренние риски, генерируемые вузом, которые влияют на внешние риски и способны нивелировать или усугублять их. Приведена упрощенная схема модели оценки и управления образовательными рисками в вузе.

Ключевые слова: управление рисками, идентификация рисков, системный подход, рискообразующие факторы, процесс управления, рынок образовательных услуг, критерии, качество.

 

Литература

  1. Булыгин А.С., Самсонова Н.В. Риски в деятельности образовательных организаций: организационно-правовые аспекты // Научный диалог. 2018. № 1. С. 222–230. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-222-230.
  2. Егорушкина Т.Н., Ковляметов Д.Д. Значение риск-менеджмента в управлении рисками на предприятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 435–439.
  3. Костюкова Т.П., Лысенко И.А. Модель управления рисками образовательного учреждения // Информационно-управляющие системы. 2011. № 2 (51). С. 73–76.
  4. Кузьмин Е.А. Концептуальные подходы к управлению рисками сложных организационно-экономических систем: систематизация и критический анализ // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2013. № 2. С. 173.
  5. Кучерявенко С.А., Петренко С.А., Назарова А.Н. Идентификация рисков и возможностей в системе менеджмента качества образовательной организации // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 3 (77). С. 73–86.
  6. Прокофьева Е.Н. Образовательные риски в рамках когнитивного менеджмента: теоретические аспекты // Казанский педагогический журнал. 2018. № 4. С. 37–42.
  7. Сафронова Ж.С., Бразевич Д.С. Объективные и субъективные факторы образовательных рисков студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 9. С. 23–27. DOI 10.20339/AM.09-21.023
  8. Цветков В.Я., Корнаков А.Н. Информационный подход в управлении // Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 137–138.
  9. Щеглов П.Е., Никитина Н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1 (24). С. 46–59.