Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль образования в формировании этнической идентичности подрастающего поколения (на примере Кабардино-Балкарской Республики)

Л.Х. Урусова
$2.50

УДК 37:316.6

https://doi.org/10.20339/AM.03-22.098

 

Л.Х. Урусова,

канд. пед. наук, старший преподаватель

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России

e-mail: lauraurusova@gmail.com   

 

В данной статье исследуется проблема теоретической и практической реализации образовательных возможностей в процессе формирования этнической идентичности современной личности. Комплексно изучена специфика основных этнокультур КБР. Выявлены отличительные особенности и общие черты кабардинской, балкарской и русской этногрупп. Этническая идентичность исследована и как структура, и как процесс социализации современного подрастающего поколения. Проанализированы личностные особенности представителей основных этнических групп КБР. Изучено влияние образовательной системы на процесс становления личности с устойчивым чувством принадлежности к национальной общности государства. Проведенное исследование показывает, что этническая культура вкупе с образовательной средой способствуют успешной социализации молодежи, становлению новой типологии современной личности, способной сосуществовать с другими этнокультурными сообществами, что является основополагающей задачей современного глобального социума.

Ключевые слова: личность, образование, нация, этнос, этническая идентичность, этнопедагогика.

 

Литература

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 2020. 240 с.

2. Акоста A. Этнокультурная идентичность ребенка в межэтническом браке как проблема современной психологии // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 3–4. С. 466–471.

3. Байдурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционной культуры // Этнографическое обозрение. 2000. № 2. С. 36­–­46.

4. Геллнер Э. Нации и национализм. Итака: Изд-во Корнельского университета, 2018. С. 189.

5. Игнатьев М. Кровь и принадлежность: путешествие в новый национализм. Нью-Йорк: Нундей Пресс, 2014. С. 120.

6. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 2005. С. 191–205.

7. Кон Х. Национализм: это значение и история. Нью-Йорк: Компания Ван Ностранд, 2017. С. 209.

8. Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 2017. С. 104–115.

9. Науменко JI.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 2017. С. 76–88.

10. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 2019. 268 с.

11. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 2008. 85 с.

12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-пресс, 2006. 368 с.

13. Тэшфел Х., Тернер Дж.К. Теория социальной идентичности межгруппового поведения / под ред. С. Уорчел, У.Г. Остин. Психология межгрупповых отношений. 2-е изд. Чикаго: Нельсон-Холл, 2015. С. 7–24.

14. Хейс К.Х. Историческая эволюция современного национализма. Нью-Йорк: Макмиллан, 2015. С. 290.

15. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2006. 213 с.