Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Виртуальный педагогический класс в контексте классического университета: принципы организации, проблемы, решения

Е.Г. Елина, Р.М. Шамионов
$2.50

УДК 373-042.1:378

https://doi.org/10.20339/AM.03-22.065

 

Е.Г. Елина,

д-р филол. наук, проф.

кафедры общего литературоведения и журналистики,

руководитель приоритетных проектов и программ

Саратовский национальный исследовательский государственный

университет им. Н.Г. Чернышевского

e-mail: elinaeg@info.sgu.ru

Р.М. Шамионов,

д-р психол. наук, проф., декан

факультета психолого-педагогического и специального образования,

заведующий кафедрой

социальной психологии образования и развития

Саратовский национальный исследовательский государственный

университет им. Н.Г. Чернышевского

e-mail: shamionov@mail.ru

 

Создание педагогических классов из инициативы педагогов, работающих, как правило, в организациях высшего образования, сегодня становится обязательным по требованию Министерства просвещения РФ. Новые нормативные и методические документы предполагают сосредоточенность на модулях и дисциплинах, содержание которых во многом повторяет вузовские программы, а основными преподавателями в психолого-педагогических классах становятся школьные учителя. Такой подход представляется недостаточно проработанным: не учитываются возрастные особенности школьников, сужается тематика занятий, преувеличиваются возможности обучающихся в процессе педагогических проб.

В данной статье предлагается с учетом опыта, сложившегося в Саратовском университете и других вузах страны, иной программный контент для психолого-педагогических классов, реализуемый ведущими университетскими преподавателями. Обосновываются ценностные ориентиры, актуальные принципы и концептуальная модель университетского педагогического класса. Школьники слушают лекции о великих педагогах и их воздействии на цивилизационные процессы, обсуждают средства педагогической коммуникации, учатся цифровой гигиене, рассматривают проблему отцов и детей в собственной жизни и в профессиональной деятельности учителя, знакомятся с педагогическим дизайном. Расширение тематического ядра, актуализация общих знаний, фактов, событий, примеров, встраивание образовательной парадигмы в личностную парадигму каждого слушателя представляется современным и своевременным принципом проектирования педагогического класса. Показаны возможности технологии бинарного занятия через тематический диалог преподавателей, заданный в дискуссионном ключе. Концептуальным основанием предлагаемой модели является диалогичность, которая реализуется через механизм обратной связи с использованием возможностей платформ для видеоконференций, соцсетей и электронной почты.

Ключевые слова: психолого-педагогический виртуальный класс, Саратовский университет, ценностные ориентиры, образовательный контент, диалогичность.

 

Литература

  1. Ревякина В.И. Педагогические классы: начальная ступень непрерывной профессиональной подготовки учителя. Томск, 2001. 236 с.; Демина Л.С. Моделирование системы непрерывного образования на основе использования технологии профессиональных проб: довузовский уровень // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2018.8/197. С. 110–114; Смышляева Л.Г., Титова Г.Ю. Развитие региональной практики профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность: стратегия и ресурсы // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2016. 5(17). С. 36–41 и др. работы.
  2. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Тамбовского ун-та. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 174. С. 27–34.
  3. Шматько С.В. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в классах педагогического профиля: исторический обзор // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 157–161.
  4. Тюстина Г.Г., Бауэр Е.А. Педагогический класс в вузе как форма организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 103–105; Гордиенко И.В. Профессиональная ориентация и педагогическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки обучающихся к выбору педагогической профессии: региональный аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 50–53; Якимов О.Г. Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте // Вестник Чувашского гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 235–239.
  5. Achterhold G. Alternative Bildungkonzeptelabore für die Schule der Zukunft. Goethe-Instiut/ e.V. Internet-red. September 2016. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/de/kul/mag/20835351.html (accessed on: 05.01.2022).
  6. Письмо от 30.03.2021 № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» по открытию классов “Психолого-педагогической направленности” в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования».
  7. Организация деятельности психолого-педагогических классов. М.: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ, 2021. 392 с.
  8. Бурняшов Б.А. Подготовка будущего педагога для общего образования в России и Германии // Научный вестник Южного института менеджмента. 2015. № 4. С. 58.
  9. Bogolepova S.V. Emergency transition: Have tertiary language students’ needs been met? // Professional Discourse & Communication. 2021. Т. 3. No. 1. P. 49–61.
  10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство Лабиринт, 1999. 352 с.
  11. Данилов О.Е. Решение проблемы отсутствия мотивации к обучению у учащихся при дистанционном обучении // Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 35–38.