УДК 005::316:006.3/.8
https://doi.org/10.20339/AM.02-22.069
Ю.В. Караваева,
канд. пед. наук, доц.
кафедры социологии и управления
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
e-mail: jvkaravaeva@yandex.ru
С.В. Литвинова,
заместитель руководителя службы сопровождения
систем документооборота ООО «ИС-Сервис»,
e-mail: sv.litvinova@inbox.ru
В статье представлены результаты анализа действующей системы национальных стандартов Российской Федерации, выполненного с целью выявления уровня стандартизации социального управления. Выявлены области менеджмента, связанные с рассмотрением вопросов стандартизации регулирования социальных отношений: менеджмент качества, непрерывности бизнеса, устойчивого развития, организационной культуры и знания, риска. Описаны элементы социального управления, наиболее часто используемые в стандартах: характеристики состояния субъектов социального взаимодействия, методы и приемы социального управления. Рассмотрена ориентация стандартов на социальное управление с позиции обращения к его основным процедурам: формирование цели, принятие решения, организация социального действия, анализ результатов. В рамках каждой процедуры проведен анализ стандартизации ее операций, что позволило определить общий уровень стандартизации социального управления и сделать вывод об ориентации стандартов на такие элементы социального управления, как регулирование взаимоотношений организации с заинтересованными сторонами, управление человеческими ресурсами, мониторинг удовлетворенности потребителей, подготовка и использование персонала, развитие лидерства.
Ключевые слова: социальное управление, социальное действие, организация, стандартизация, государственный стандарт, сотрудник, заинтересованная сторона.
Литература
- ГОСТ Р 53647.3-2015 Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 3. Руководство по обеспечению соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 22301. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016.
- ГОСТ Р 53647.8-2013 Менеджмент непрерывности бизнеса. Управление человеческими ресурсами. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020.
- ГОСТ Р 54146-2010 Менеджмент знаний. Руководство для малых и средних предприятий. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2014.
- ГОСТ Р 54598.1-2015 Менеджмент устойчивого развития. Часть 1. Руководство. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2014.
- ГОСТ Р 54875-2011 Менеджмент знаний Руководство по устоявшейся практике внедрения системы менеджмента знаний. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2012.
- ГОСТ Р 54876-2011 Менеджмент знаний. Руководство по обеспечению взаимосвязи менеджмента знаний с культурой организации и другими организационными процессами. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2012.
- ГОСТ Р 54877-2016 Менеджмент знаний. Руководство для персонала при работе со знаниями. Измерение знаний. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016.
- ГОСТ Р 55914-2013 Менеджмент риска. Руководство по менеджменту психосоциального риска на рабочем месте. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2014.
- ГОСТ Р 56020-2020 Бережливое производство. Основные положения и словарь. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020.
- ГОСТ Р 57132-2016 Менеджмент знаний. Взаимосвязь с организационными функциями и дисциплинами. Руководство по наилучшей практике. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016.
- ГОСТ Р 57133-2016 Менеджмент организационной культуры и знания. Руководство по наилучшей практике. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016.
- ГОСТ Р 58544-2019 Менеджмент знаний. Руководство по развитию компетенций и организации обучения на малых и средних предприятиях. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019.
- ГОСТ Р 59333-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления человеческими ресурсами системы. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2021.
- ГОСТ Р ИСО 10006-2019 Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту качества в проектах. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019.
- ГОСТ Р ИСО 10018-2014 Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2015.
- ГОСТ Р ИСО 20121-2014 Системы менеджмента устойчивого развития. Требования и практическое руководство по менеджменту устойчивости событий. Официальное издание. М.: Стандартинформ,2015.
- ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2014.
- ГОСТ Р ИСО 30401-2020 Системы менеджмента знаний Основные требования. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020.
- ГОСТ Р ИСО 31000-2019 Менеджмент риска. Принципы и руководство. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020.
- ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019.
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2015.
- ГОСТ Р ИСО 9004-2019 Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019.
- ГОСТ Р МЭК 62508-2014 Менеджмент риска. Анализ влияния на надежность человеческого фактора. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2015.
- Илларионов А., Клименко Э. Стандарты в области компетенций в менеджменте. URL: https://www.cfin.ru/management/iso9000/qm/competence.shtml (дата обращения: 29.09.2021).
- Международная стандартизация // «Ростест-Москва». URL: https://www.rostest.ru/International%20standardization.php (дата обращения: 26.12.2021).
- Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2004. 512 с.
- Российская социологическая энциклопедия / под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА М, 1998. 672 с.
- Смирнов Э.А. Стандарты качества в управленческой деятельности. URL: https://www.cfin.ru/management/iso9000/quality_standard.shtml (дата обращения: 29.09.2021).
- Социальные технологии: Толковый словарь / отв. ред. В.Н. Иванов. М.; Белгород: Луч-Центр социальных технологий, 1995. 309 с.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством // Журнал главного инженера. URL: http://gl-engineer.com/articles/standartizaciya-i-sertifikaciya-v-sisteme-upravleniya-kachestvom (дата обращения: 29.09.2021).