Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Содержание профессиональной подготовки учителей английского языка с позиции образовательной урбанистики

В.А. Гончарова
$2.50

УДК 378(1-25):811.111

https://doi.org/10.20339/AM.01-22.073

 

В.А. Гончарова

канд. пед. наук, доцент

кафедры методики обучения английскому языку

и деловой коммуникации

Института иностранных языков

Московский городской педагогический университет

e-mail: v-goncharova@yandex.ru

 

Современный учебный процесс в области межкультурного иноязычного образования становится дискуссионным с точек зрения содержания (необходимость понимания родной культуры как, прежде всего, проявления региональной) и организации обучения (необходимость трансформировать опосредованное, формальное межкультурное общение в аудитории в непосредственное межличностное взаимодействие с получением личного опыта деятельности). С другой стороны, подготовка педагогов в области языкового образования предполагает запрос на развитие нелинейного и безопорного мышления выпускников, формирование их способности работать с будущим на уровнях проектирования и методологического анализа. Как следствие усложнения цели, возникает необходимость поиска новых ресурсов и способов образовательной деятельности. В основу статьи положен тезис о возможности увязать профессионально-педагогическую (методическую) и предметно-коммуникативную подготовку современного учителя иностранного языка в рамках соответствующего для такой цели ресурса — городской образовательной среды. Для обоснования выдвинутого тезиса в статье анализируется система требований к профессиональной подготовке современного учителя иностранного языка, формулируется взаимосвязь межкультурного иноязычного образования и города. С позиций образовательной урбанистики город позиционируется как образовательная многоаспектная среда для профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя английского языка. В качестве главного метода для такой подготовки определяется антропопрактика, в качестве ведущего приема обучения — игра. На примере рассмотрения городской образовательной среды Москвы уточняются компоненты содержания обучения студентов — будущих учителей английского языка.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка, межкультурное иноязычное образование, образовательная урбанистика, городская образовательная среда, содержание обучения.

 

Литература

  1. Гончарова В.А., Алпатов В.В. Межкультурное зазеркалье: опыт интеграции родной культуры в российское иноязычное образование в высшей школе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 9. С. 110–115. DOI: 10.20339/AM.09-17.110
  2. Гончарова В.А., Алпатов В.В. Московский мегаполис как образовательная среда в системе межкультурного иноязычного образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 27–33. DOI: 10.20339/AM.04-21.027
  3. Гурулева Т.Л. Специфические принципы обучения китайскому языку в межкультурной парадигме языкового образования // Иностранные языки в школе. 2020. № 4. С. 54–60.
  4. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.Ru. Гуманитарный альманах. 2017. № 12. С. 85–94.
  5. Никитин В.А. Суть образования. Киев: Оптима, 2019. 266 с.
  6. Розин В.М. Понятие и типы антропопрактик // Человек.Ru. Гуманитарный альманах. 2017. № 12. С. 13–33.
  7. Сафонова В.В. Актуальные проблемы методической подготовки аспирантов в контексте межкультурной парадигмы языкового образования (языковой вуз / языковые факультеты) // Иностранные языки в школе. 2016. № 3. С. 2–12.
  8. Черняева И.В. Коммуникативно-деятельностный подход в межкультурной парадигме языкового образования // Наука сегодня: история и современность: материалы международной научной конференции. М.: Маркер, 2017. С. 127–133.
  9. Шевелев А.Н. Методологические подходы современной образовательной урбанистики // Непрерывное образование. 2015. № 3 (13). С. 75–89.
  10. Haar Sh. The City as Campus: Urbanism, and Higher Education in Chicago. University of Minnesota Press, 2011. 280 p.
  11. Konuk N., Turam N., Gamze N., Ardali, Yu. The importance of Urbanization in Education. ICRES 2016: International Conference on Research in Education and Science. The Eurasia Proceedings of Educational and Social Sciences (EPESS). 2016. Vol. 5. P. 232–236.
  12. Perovic S. Collaborative Research and urban educational discourse in contemporary higher education. Procedia. Social and Behavioral Studies. 2014. No. 116. P. 4559–4563.