УДК 378(1-25):811.111
https://doi.org/10.20339/AM.01-22.073
В.А. Гончарова
канд. пед. наук, доцент
кафедры методики обучения английскому языку
и деловой коммуникации
Института иностранных языков
Московский городской педагогический университет
e-mail: v-goncharova@yandex.ru
Современный учебный процесс в области межкультурного иноязычного образования становится дискуссионным с точек зрения содержания (необходимость понимания родной культуры как, прежде всего, проявления региональной) и организации обучения (необходимость трансформировать опосредованное, формальное межкультурное общение в аудитории в непосредственное межличностное взаимодействие с получением личного опыта деятельности). С другой стороны, подготовка педагогов в области языкового образования предполагает запрос на развитие нелинейного и безопорного мышления выпускников, формирование их способности работать с будущим на уровнях проектирования и методологического анализа. Как следствие усложнения цели, возникает необходимость поиска новых ресурсов и способов образовательной деятельности. В основу статьи положен тезис о возможности увязать профессионально-педагогическую (методическую) и предметно-коммуникативную подготовку современного учителя иностранного языка в рамках соответствующего для такой цели ресурса — городской образовательной среды. Для обоснования выдвинутого тезиса в статье анализируется система требований к профессиональной подготовке современного учителя иностранного языка, формулируется взаимосвязь межкультурного иноязычного образования и города. С позиций образовательной урбанистики город позиционируется как образовательная многоаспектная среда для профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя английского языка. В качестве главного метода для такой подготовки определяется антропопрактика, в качестве ведущего приема обучения — игра. На примере рассмотрения городской образовательной среды Москвы уточняются компоненты содержания обучения студентов — будущих учителей английского языка.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка, межкультурное иноязычное образование, образовательная урбанистика, городская образовательная среда, содержание обучения.
Литература
- Гончарова В.А., Алпатов В.В. Межкультурное зазеркалье: опыт интеграции родной культуры в российское иноязычное образование в высшей школе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 9. С. 110–115. DOI: 10.20339/AM.09-17.110
- Гончарова В.А., Алпатов В.В. Московский мегаполис как образовательная среда в системе межкультурного иноязычного образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 27–33. DOI: 10.20339/AM.04-21.027
- Гурулева Т.Л. Специфические принципы обучения китайскому языку в межкультурной парадигме языкового образования // Иностранные языки в школе. 2020. № 4. С. 54–60.
- Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.Ru. Гуманитарный альманах. 2017. № 12. С. 85–94.
- Никитин В.А. Суть образования. Киев: Оптима, 2019. 266 с.
- Розин В.М. Понятие и типы антропопрактик // Человек.Ru. Гуманитарный альманах. 2017. № 12. С. 13–33.
- Сафонова В.В. Актуальные проблемы методической подготовки аспирантов в контексте межкультурной парадигмы языкового образования (языковой вуз / языковые факультеты) // Иностранные языки в школе. 2016. № 3. С. 2–12.
- Черняева И.В. Коммуникативно-деятельностный подход в межкультурной парадигме языкового образования // Наука сегодня: история и современность: материалы международной научной конференции. М.: Маркер, 2017. С. 127–133.
- Шевелев А.Н. Методологические подходы современной образовательной урбанистики // Непрерывное образование. 2015. № 3 (13). С. 75–89.
- Haar Sh. The City as Campus: Urbanism, and Higher Education in Chicago. University of Minnesota Press, 2011. 280 p.
- Konuk N., Turam N., Gamze N., Ardali, Yu. The importance of Urbanization in Education. ICRES 2016: International Conference on Research in Education and Science. The Eurasia Proceedings of Educational and Social Sciences (EPESS). 2016. Vol. 5. P. 232–236.
- Perovic S. Collaborative Research and urban educational discourse in contemporary higher education. Procedia. Social and Behavioral Studies. 2014. No. 116. P. 4559–4563.