УДК 37.1
https://doi.org/10.20339/AM.11-21.026
Э.С. Алиева,
аспирантка направления подготовки
«Философия, этика и религиоведение (Социальная философия)»
Смоленский государственный университет
e-mail: alieva.smol@gmail.com
Рассматриваются основные тренды развития в сфере высшего образования, своеобразие их проявления в российском обществе. Раскрыта специфика непрерывности обучения, определены направления трансформации образовательного процесса в условиях цифровизации. Затронута тема эффективности внедрения инновационных методов в образовательную деятельность, таких как кейс-метод, тьюторинг, интерактивный тренинг. Отмечена дуальность исследования, так как внедрение инновационных методов в учебную деятельность российских вузов, с одной стороны, положительно сказывается на состоянии образовательной системы, с другой — порождает тенденцию к усилению социального и цифрового неравенства в образовании и обществе в целом, а также предполагает изменения в требованиях к преподавательскому составу, от которого теперь в первую очередь требуется мотивированность и готовность к освоению и использованию современных инновационных методов в учебной практике.
Ключевые слова: высшее образование, тренды российского образования, непрерывное образование, образовательный процесс, инновации в образовании, цифровизация.
Литература
- О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 // Собрание законодательства. 2021.
- Цифровая экономика Российской Федерации. Национальная программа от 24.12.2018 № 16.
- Баринов Д.Н. Трансформация читательских практик в современном российском обществе // Культура и искусство. 2014. № 6. С. 660–667. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13212 (дата обращения: 22.03.2021). DOI: 10.7256/2454-0625.2014.6.13212
- Бауман З. Текучее зло: Жизнь в мире, где нет альтернатив. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2019. 296 с.
- Бурдье П. Формы капитала. Западная экономическая социологияю. М.: РОССПЭН, 2004. 536 с.
- Гуманитарный портал: Исследования [Электронный ресурс]: Центр гуманитарных технологий. М., 2006–2021. URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index (дата обращения: 22.03.2021).
- Лукьянов О.В. Управление образовательными рисками — актуальная социально-психологическая практика // Сибирский психологический журнал. 2010. № 35. C. 72–76.
- Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2020. Т. 13. № 1. С. 84–101.
- Мизинцева М.Ф. Информатизация как инновационный фактор регионального развития Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. 2011. № 5. C. 205–211.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2012. 192 с.
- Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.
- Сидоренко Е.В. Технологии тренерской работы. М.: Синергия, 2020. 340 с.
- Стратегия цифровой трансформации. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с.
- Тлостанова М.В. Контуры университета XXI века в контексте кризиса модерна // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 24–36.
- Федеральная служба государственной статистики. Ежегодник 2020. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_13/Main.htm
- Ходанович А.И. Приоритеты компетентностного подхода в культурном пространстве науки и образования // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1(62). С. 194–197.