Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Повышение эффективности преподавания линейной алгебры посредством методики укрупнения дидактических единиц для студентов с ограниченными возможностями здоровья

А.Н. Семакин, Г.П. Емгушева
$2.50

 

УДК 37.09-056.3:51

https://doi.org/10.20339/AM.10-21.065         

 

А.Н. Семакин,

канд. физ.-мат. наук, доц.

e-mail: arte-semaki@yandex.ru

Г.П. Емгушева,

канд. физ.-мат. наук, доц.

e-mail: galina_emg@bmstu.ru

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

 

Представлен разработанный на основе методики укрупнения дидактических единиц способ увеличения эффективности и результативности преподавания линейной алгебры, реализуемый в учебном процессе МГТУ им. Н.Э. Баумана для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Методика укрупнения дидактических единиц, разработанная Эрдниевым П.М. для обучения математике, ускоряет восприятие обучающимися нового учебного материала и усиливает прочность усвоения получаемых знаний. Такой эффект достигается в результате организации учебного процесса по принципам дополнительности методов обучения и пространственного и временного совмещения взаимосвязанных элементов знания. Среди базовых математических дисциплин, читаемых в МГТУ им. Н.Э. Баумана на младших курсах, у студентов с ограниченными возможностями здоровья наибольшие трудности вызывает дисциплина «Линейная алгебра», что обусловлено как высокой степенью абстрактности ее содержания, так и имеющимися у таких студентов различными отклонениями от учебной нормы. Содержательно линейная алгебра в значительной степени опирается на теорию, излагаемую в рамках дисциплины «Аналитическая геометрия» и достаточно хорошо воспринимаемую студентами с ограниченными возможностями здоровья. Сравнительный анализ материалов этих дисциплин показывает, что методика укрупнения дидактических единиц, связывая эти дисциплины вместе, может существенно упростить студентам изучение той их части, которая относится к линейной алгебре. Однако из-за особенностей составления календарных планов временной разрыв между этими дисциплинами может достигать двух семестров, что делает невозможным прямое применение данной методики. Решением проблемы выступает вспомогательная дисциплина «Когнитивные технологии сопровождения дисциплины “Линейная алгебра”», которая идет параллельно с линейной алгеброй и основывается на материале уже изученной к этому времени аналитической геометрии. Формируя ее содержание в тесной связи с линейной алгеброй согласно положениям методики укрупнения дидактических единиц, мы плавно подводим студентов к восприятию и усвоению абстрактных понятий линейной алгебры, попутно устраняя имеющиеся у них отклонения от учебной нормы. В результате снижается трудоемкость освоения линейной алгебры и повышается степень понимания ее содержания.

Ключевые слова: укрупненная дидактическая единица, линейная алгебра, когнитивные технологии.

 

Литература

1. Станевский А.Г., Столярова З.Ф. Идея и обоснование предметных коррекционных курсов // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 46–55.

2. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. / под ред. Л.П. Крившенко. Педагогика. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2010. 432 с.

3. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1986. 255 с.

4. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приемов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе  // Акмеология. 2015. № 4 (56). С. 280–288.

5. Харитонова Н.Д. Укрупнение дидактических единиц знаний и способов деятельности в обучении математике студентов вузов // Омский научный вестник. 2007. № 5 (59). С. 204–206.

6. Семина М.А. Профессионально направленная непрерывная математическая подготовка в системе «школа — технический вуз» на основе укрупнения дидактических единиц // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. Вып. 3. С. 354–358.

7. Дмитриева И.В. Инновационные методы обучения математике в период модернизации высшей профессиональной школы // Казанский педагогический журнал. 2009. № 9-10 (75–76). С. 45–52.

8. Мантусов А.Б., Доржинова З.Б. Некоторые аспекты УДЕ / Материалы научно-методической конференции «Современные технологии повышения качества профессионального образования». Элиста: Изд-во КГУ, 2008. С. 182–187.

9. Дорофеев С.Н. Укрупнение дидактических единиц как метод подготовки будущих бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1 (13). С. 14–18.

10. Ястребов А.В. Моделирование исследовательской деятельности, УДЕ и второй замечательный предел // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию П.А. Ларичева. Вологда: ИП Киселёв А.В., 2017. С. 170–176.

11. Кипяткова О.С., Ястребов А.В. Укрупненные дидактические единицы как средство реализации принципа фундаментальности в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 86–93.

12. Мантусов А.Б. Использование УДЕ как способ формирования специальных эвристик при решении задач раздела «Теория вероятностей и математическая статистика» / Материалы научно-методической конференции «Современные технологии повышения качества профессионального образования». Элиста: Изд-во КГУ, 2008. С. 75–78.

13. Семакин А.Н. Смешанная форма обучения высшей математике студентов с ограниченными возможностями здоровья // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 1. С. 34–44.

14. Семакин А.Н. Преподавание математического анализа студентам с нарушением слуха в МГТУ им. Н.Э. Баумана // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2018. № 6. С. 231–237.

15. Гордеева Н.М., Попушина Е.С. Решение дифференциальных уравнений с помощью разложения по параметру // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2020. № 8. С. 88–96.

16. Соболев С.К., Томашпольский В.Я. Методический семинар на кафедре «Высшая математика» // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2018. № 7 (69).

17. Станевский А.Г., Столярова З.Ф. Проблемы адаптации основной образовательной программы в вузе для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9, № 1. С. 23–37.