УДК 37.01
https://doi.org/10.20339/AM.10-21.030
А.К. Мынбаева,
д-р пед. наук, проф.,
профессор кафедры общей и прикладной психологии
e-mail: umo200709@mail.ru
Н.А. Асильбек,
старший преподаватель
e-mail: nurtang.assilbek@mail.ru
Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан
Исследовано новое направление теории образования — эвтагогика (хьютагогика) как теория самообразования, дополняющая классическую педагогику и андрагогику. Эвтагогика становится одним из учений и направлений дистанционного образования. Как студенты магистратуры и докторантуры оценивают свой потенциал саморазвития и основы эвтагогики? Цель статьи — анализ и обобщение основ эвтагогики как теории самоопределения и самообразования в цифровую эпоху, а также оценка принципов эвтагогики магистрантами и докторантами Казахстана для дальнейшего саморазвития. В статье отражена преемственность развития «педагогики — андрагогики — эвтагогики» (ПАЭ), обоснован принцип ПАЭ-континуума, выявлены сильные и слабые стороны применения эвтагогики в образовании. Поскольку в отечественной традиции изучается и применяется синергетический подход, то он может обогатить эвтагогические основы современного образования. В практической части исследования проведено анкетирование 125 магистрантов и докторантов Казахстана в 2020 г. Согласно самооценке респондентов 78,4% студентов занимаются саморазвитием постоянно, а 20% — несистемно. Большинство студентов выборки одобряют 4 принципа эвтагогики, однако часть магистрантов и докторантов оспаривают их или предлагают их совершенствовать. Благодаря применению эвтагогического подхода человек может наращивать свой интеллектуальный потенциал в течение всей жизни.
Ключевые слова: эвтагогика, самообразование, андрагогика, синергетика, послевузовское образование, дистанционное обучение, анкетирование.
Литература
1. Sidhi Menon U., Unni M.V. The Paradigm Shift in the Indian Education System during COVID19: Impact, Opportunities and Trends — 2020 // International Journal of Research in Engineering. 2020. DOI: https://doi.org/10.31033/ijemr.10.4.1
2. Васюков О.Г. Дистанционное обучение: за и против // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 2. С. 12–16. URL: https://doi.org/10.20339/AM.02-21.012
3. Захарова Е.М., Берникова С.М. Сравнительный анализ дистанционной и очной форм обучения в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 7. С. 36–42. URL: https://doi.org/10.20339/AM.07-21.036
4. Beetham H., Sharpe R. (Eds.). Rethinking pedagogy for a digital age: Designing for 21st century learning (Vol. 711). New York, NY: Routledge, 2013.
5. Беспалько В.П. Киберпедагогика в XXI веке // Народное образование. 2016. № 7–8.
6. Blaschke L. M. Heutagogy and lifelong learning: A review of heutagogical practice and self-determined learning // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2012. Т. 13. No. 1. С. 56–71.
7. Halupa C.M. Pedagogy, Andragogy, and Heutagogy // Transformative Curriculum Design in Health Sciences Education. IGI Global, 2015. P. 143–158.
8. Hase S. Heutagogy and e-learning in the workplace: Some challenges and opportunities // Impact: Journal of Applied Research in Workplace E-learning. 2009. No. 1(1). P. 43–52. DOI: 10.5043/impact.13
9. McAuliffe M. et al. Does pedagogy still rule? // Australasian Journal of Engineering Education. 2009. Vol. 15. No. 1. P. 13–18.
10. Blaschke L.M. Self-determined learning: Designing for heutagogic learning environments // Learning, design, and technology: An international compendium of theory, research, practice, and policy Cham: Springer International Publishing. 2020. DOI: 10.1007/978-3-319-17727-4_62-1
11. Agonács N., Matos J.F. Heutagogy and selfdetermined learning: a review of the published literature on the application and implementation of the theory, Open Learning // The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2019. DOI: 10.1080/02680513.2018.1562329
12. Luckin R., Clark W., Garnett F., Whitworth A., Akass J., Cook J., Robertson J. Learner-generated contexts: A framework to support the effective use of technology to support learning. In: M.J.W. Lee & C. McLoughlin (Eds.). Web 2.0-based e-learning: Applying social informatics for tertiary teaching. Hershey, PA, USA: IGI Global, 2010. Р. 70–84. URL: http://knowledgeillusion.files.wordpress.com/2012/03/bookchapterluckin2009learnergeneratedcon texts.pdf
13. Шеманаева М.А. PAH-continuum: от обучения к учению и автономии // Концепт. 2016. № S19. URL: http://e-koncept.ru/2016/76222.htm
14. Спанкулова Л.С. Диффузия инноваций и перетоки знаний в регионах Казахстана: монография. Алматы, 2020. 233 с.
15. Саргсян А.С. Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки // Человек и образование. 2014. № 3 (40).
16. Игнатович Е.В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 3.
17. Мынбаева А.К. Обзор новейших теорий образования; педагогика 2.0, образование 3.0 и хьютагогика (эвтагогика) // Вестник КазНУ им. аль-Фараби. Серия педагогические науки. 2019. № 4 (61). С. 4–16. URL: https://doi.org/10.26577/JES-2019-4-p1
18. Мукушев Б.А. Проблемы формирования научного мировоззрения личности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 5. С. 21–29.
19. Кочетков М.В. Методологические идеи синергетики применительно к проблеме развития и саморазвития педагога и обучающегося // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2013. № 6. С. 31–37.
20. Мехрякова Н.М. Компаративистский анализ методологических оснований синергетического подхода // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 7. С. 5–10.
21. Ершова-Бабенко И.В. Гипертеория brain-psyche-mind/consiousness — постнеклассическое общее решение проблемы и методология исследования психомерности // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. No. 29-3. P. 45–50.
22. Руководство по использованию ECTS. URL: https://iqaa.kz/index.php/ru/component/k2/item/801-rukovodstvo-po-ispolzovaniyu-ects
23. Маралов В.Г. Основы психологии самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2004. 256 с.
Исследование финансируется Комитетом науки МОН Республики Казахстан (грант № AP08856223) «Синергетические основы и эвтагогика для саморазвития личности и развития духовно-нравственных качеств».