Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Особенности профессиональной социализации в контексте развития социальной субъектности молодых российских ученых

О.С. Иванченко
$2.50

УДК 316.35-057.4

https://doi.org/10.20339/AM.10-21.022

 

О.С. Иванченко,

канд. социол. наук, доц.,

доц. кафедры социальных и гуманитарных наук

Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова

e-mail: ivanchenko_os@npi-tu.ru

 

Анализируются проблемы и особенности профессиональной социализации и формирования социальной субъектности молодых российских ученых. Профессиональная социализация включает три этапа: профессиональное самоопределение, профессиональное образование и профессиональную деятельность. Формирование социальной субъектности молодых ученых происходит на всех этапах профессиональной социализации и включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, рефлексивный и деятельностный. Исследование строится на основе глубинных интервью с молодыми учеными Южного федерального округа (n = 15). Выборочная стратегия целевая. Обработка эмпирической информации строилась в качественной парадигме с применением  специализированной программы QDA Miner для обработки текстовой информации. Проведенное исследование выявило условия, факторы и субъекты, которые оказывают влияние (как позитивного, так и деструктивного характера) на профессиональную социализацию и формирование социальной субъектной молодых ученых. Проведенный в ходе исследования анализ соответствия выявил значимые в характеристиках социальной субъектности молодых ученых по критериям выбора, научного статуса, типа научной организации, преемственности профессии в семье.

Ключевые слова: социальная субъектность, профессиональная социализация, молодой ученый.

 

Литература

  1. Jos Sа, M., Ferreira, C.M. (Un)professionalisation or (Re)professionalisation of the Academic in the Brave New World? Postmodern Openings. 2019. Vol. 10(2). P. 84–113.
  2. Raina, S. Academic Deprofessionalization: A Case Study of the Effects of Privatization on Academic Profession in Private Indian Universities International Journal of Sociology. 2019. Vol. 49 (5-6). P. 370–388.
  3. Carvalho, T. The Study of the Academic Profession — Contributions from and to the Sociology of Professions, Theory and Method in Higher Education Research (Theory and Method in Higher Education Research). Emerald Publishing Limited, Bingley. 2017. Vol. 3. P. 59–76
  4. Ключарев Г.А., Савенков А.И., Бакланов П.А. Кадры российской науки: проблемы и методы их решения // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016. С.  279–293.
  5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К истокам многолетних исследований. М., 2020. Ст. 393–397.
  6. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 12–48.
  7. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Краснова Г.А. Вопросы совершенствования государственной политики, проводимой в интересах молодых ученых, их академической мобильности в России и странах мира:  монография. М., 2020. 192 с.
  8. Луков Вал.А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ:  монография. М., 2012. 528 с.
  9. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. М., 2000.
  10. Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. СПб., 2007.
  11. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / Отв. ред. И.С. Семененко. М., 2017. 997 c.
  12. Юревич А.В., Ушаков Д.В., Гаврилова Е.В. Социальные детерминанты научного творчества: модель факторов формирования молодых ученых // Управление наукой и наукометрия. 2016. № 1. С. 115–124.
  13. Рехтина Л.С. Молодой ученый: инициализация научного сотрудника через систему коллективных исследовательских проектов // Социальные явления. 2017. № 1(7). С. 70–77.
  14. Юревич М.А. Рейтинги научных организаций // Социология науки и технологий. 2018. № 4(9). С. 66–79.
  15. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Система организации научной работы на университетской кафедре: механизмы управления «неуправляемыми» учеными // Высшее образование в России. 2019. № 4 (28). С.21–36.
  16. Индикаторы науки: 2021: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др. М., 2021. С. 61–62.
  17. Другова Е.А., Андраханов А.А., Больбасова Л.А., Коричин Д.А. Профессиональный рост молодого ученого: дефицитные ресурсы поддержки // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2 (21). С. 144–154.

 

 

Статья подготовлена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации на тему «Государственная политика в сфере высшего образования и развитие инновационного потенциала молодежи: экономические и неэкономические детерминанты и механизмы в условиях регионализации социального пространства и становления индустрии 4.0» (НШ-2582.2020.6).