УДК (378:625)(091)
https://doi.org/10.20339/AM.09-21.112
В.В. Фортунатов,
д-р ист. наук, проф., заведующий кафедрой
«История, философия, политология и социология»
e-mail: elena.fortunatov@mail.ru
А.А. Бесчасная,
д-р социол. наук, проф. кафедры
«История, философия, политология и социология»
А.О. Зиновьев,
канд. полит. наук, доц. кафедры
«История, философия, политология и социология»,
Е.Э. Платова,
д-р ист. наук, проф. кафедры
«История, философия, политология и социология»,
А.Г. Фирсов,
канд. ист. наук, доц. кафедры
«История, философия, политология и социология»
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Анализируется исторический опыт воспитания инженеров путей сообщения в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I. Впервые в отечественной литературе дается обобщенная характеристика уникального опыта воспитания молодых специалистов в первом транспортном и инженерно-строительном институте России. В статье предпринимается попытка сравнительно-исторического анализа воздействия на умы и сердца молодых россиян в стенах старейшего транспортного вуза страны. В качестве научной гипотезы выдвигается предположение о том, что на протяжении более 210 лет функционирования знаменитого путейского института в деле воспитания инженеров путей сообщения на разных этапах решались похожие задачи, учитывались похожие факторы и обнаруживались общие тенденции и черты в воспитательной работе научно-педагогического коллектива. Процесс воспитания будущих инженеров путей сообщения рассматривается на материале четырех важнейших этапов в истории университета.
Ключевые слова: инженеры путей сообщения, процесс воспитания молодых специалистов, старейший транспортный вуз, научно-педагогический коллектив.
Литература
1. Киселев И.П., Панычев А.Ю., Фортунатов В.В. Общеполезное для России учреждение: 100 фактов из истории Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2019. 288 c.
2. Российский государственный исторический архив. Ф. 446. Оп. 5. Д. 23. Л. 420–422.
3. Базылёв Л. Поляки в Петербурге. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2003.
4. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284. Оп. 187. Д. 50. Л. 1–22.
5. Российский государственный исторический архив. Ф. 446. Оп. 30. Д. 4. Л. 8–9.
6. Полное собрание законов Российской империи. № 17484. Собрание Третье. Т. 19. Ч. 1. C. 935–936.
7. Российский государственный исторический архив. Ф. 1101. Оп. 1. Д. 991. Письмо проф. Института инженеров путей сообщения Н.А. Белелюбского петербургскому градоначальнику с протестом против разгона демонстрации молодежи на Казанской площади и ареста участников. 7 марта 1901 г.
8. Фортунатов В.В., Платова Е.Э. Перелом в жизни России в уникальных свидетельствах петербургского профессора А.А. Брандта // Вестник Костромского государственного университета. 2018. № 3. С. 33–38.
9. Тахтамышева Н.А. Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени. М.: Изд-во Триумф, 2014. 520 с.
10. Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В.Н. Образцова. Л.: ЛИИЖТ, 1977. 70 с.
11. Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В.Н. Образцова. 1809–1959. М.: всесоюз. издат.-полиграф. объед. МПС, 1960. С. 309.
12 ЛИИЖТ на службе Родины. Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В.Н. Образцова. 1809–1984. Л.: Транспорт, 1984. С. 192.
13. Красковский Е.Я. Лиижт в пути. М.: Транспорт, 1990. С. 48.
14. Бушуев Н.С., Шкурников С.В. Вклад ЛИИЖТ–ПГУПС в строительство БАМа // Студенческие отряды: вчера, сегодня, завтра. Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2004. С. 61–63.
15. Елисеев Н.А. Одна из лучших традиций Путейского вуза // Студенческие отряды: вчера, сегодня, завтра. Ростов-н/Д, 2004. С. 72–74.
16. Наш путь. 1987. 27 октября. С. 1.
17. Бабинцев Н.А. Становление и развитие физического воспитания в Петербургском государственном университете путей сообщения. СПб.: ПГУПС, 2004. C. 28–37.
18. Комплексный план учебно-воспитательной, научной работы и социального развития коллектива на 1981–1985 гг. Л.: ЛИИЖТ, 1981. 82 с.
19. Концепция воспитания студентов. СПб.: ПГУПС, 2000. 25 с.
20. Концепция воспитания студентов. Концепция воспитательной работы в университетских комплексах Федерального агентства железнодорожного транспорта. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2008. 29 с.
21. Специалист, гражданин, интеллигент. Опыт организации воспитательной работы в Петербургском государственном университете путей сообщения. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007. 120 с.
Статья выполнена по теме внутривузовского исследовательского проекта «Создание в вузе среды для профориентации и воспитания обучающихся в традициях ПГУПС и российского инженерного образования, в том числе с использованием социальных сетей» (утверждена приказом ФГБОУ ВО ПГУПС от 29.01.2021 г. № 36/к).