Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Возможности изучения языковых дисциплин для развития условий самореализации студентов технического вуза

О.Н. Хан
$2.50

УДК 37.09:811.111

https://doi.org/10.20339/AM.09-21.039     

 

О.Н. Хан,

канд. пед. наук, доц. , доц. кафедры

«Иностранные языки и ме жкультурные коммуникации»

Уральский государственный университет путей сообщения

е-mail: okhan@bk.ru

 

Исследована проблема создания условий для самореализации в ходе изучения языковых дисциплин на начальном этапе обучения в техническом вузе. В основу исследования положены взгляды представителей гуманистической психологии и отечественных педагогов и психологов, рассматривающих самореализацию как высший этап в развитии личности, предопределяющий ее направленность и смысл жизни. В статье подчеркиваются особые возможности языковых дисциплин в становлении процесса самореализации, позволяющие научиться выражать собственную позицию и результаты деятельности в словесной форме. Выделяются такие важнейшие условия самореализации, как целеполагание и рефлексия на всех этапах учебной деятельности; превращение ее в совместную деятельность обеих сторон процесса познания; развитие навыков самооценки и принятия оценки окружающими; правильного соотношения личного и коллективного. В работе анализируются особенности лекционных и практических занятий в создании возможностей самореализации. Автор приходит к выводу, что в ходе изучения языковых дисциплин создаются содержательные, организационные и методические условия для осуществления самореализации на последующих этапах обучения и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самореализация, развитие личности, обучение, познавательная деятельность, совместная деятельность, целеполагание, рефлексия, обратная связь, коммуникация, самооценка.

 

Литература

  1. Хан О.Н. Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин // Концепт. 2019. № 8. С. 68–74.
  2. Maslow A.N. Motivation and personality. N.Y.: Harper, 1954. 236 p.
  3. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 156–176.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 678 с.
  5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
  6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  7. Шутенко Е.Н. Проблема самореализации в вузовском обучении // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 7. С. 33–36.
  8. Акопян М.А., Оганнисян Л.А. Особенности творческой самореализации студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-6. С. 15–21.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2010. 256 с.
  10. Цурикова Л.В. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2008. 204 с.
  11. Журавская В.М. Технологии самореализации личности учащегося // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1 (13). С. 226–231.