УДК 378-029:303
https://doi.org/10.20339/AM.08-21.036
Д.Г. Передня,
канд. социол. наук, доц., проф.
кафедры теории и методологии государственного управления
e-mail: 2975829@mail.ru
О.В. Филимонов,
д-р социол. наук, доц.
e-mail: ofilimonov@yandex.ru
Академия управления МВД России
Исследован опыт интенсификации образования на основе применения метода фокусированного группового интервью в рамках системы высшего ведомственного образования России. Данный метод предлагается адаптировать и применять как разновидность практического занятия. В статье обосновывается, что применение указанного метода активизирует образовательный процесс за счет групповой динамики, т. е. задействования новых видов социальных взаимодействий, которые традиционно не принято использовать в ведомственных вузах. Приводится характеристика обучаемых и описаны основные образовательные эффекты применения метода, такие как: актуальность и новизна знаний, их практическая ценность, убедительность, запоминаемость, повышенный интерес в ходе занятия. Метод применялся при проведении занятий со слушателями курсов повышения квалификации (с руководителями подразделений по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации органов внутренних дел России) на Высших академических курсах Академии управления МВД России. Предложенный метод позволил перейти на две конкретные практики (стратегии) организации данного педагогического взаимодействия, в том числе с учетом региональной специфики обучаемых. Благодаря интенсификации групповой динамики в ходе занятий у слушателей появилась возможность получить множество «свежих», актуальных примеров взаимодействия с представителями СМИ; избежать ранее непрогнозируемых негативных последствий различных видов и форм взаимодействий в своей будущей практической деятельности.
Ключевые слова: образовательный процесс, интенсификация образования, послевузовское образование, Академия управления МВД России, Высшие академические курсы, метод, фокус-группа, групповая динамика, фокусированное глубинное интервью, социальные взаимодействия.
Литература
1. Григорьева Е.И. Простота и наглядность в графиках. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. 63 с. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=6970 (дата обращения: 11.11.2019).
2. Двенадцать решений для нового образования // Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М., 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/-Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 26.10.2019).
3. Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни (на англ.). URL: https://uil.unesco.org/document/european-communities-memorandum-lifelong... (дата обращения: 29.11.2019).
4. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство: М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
5. Левинсон А.Г., Стучевская О.И. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 1 (63). С. 46–55.
6. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
7. Передня Д.Г. Самообразование курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ и его институциональное регулирование (социологический анализ): автореф. дисс. ... канд. соц. наук. М., 2003.
8. Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4 (4). С. 124–135.
9. Тупицына И.Н., Сон Л.П. Образование в течение всей жизни (Life Long Learning, LLL) как реализация социальной роли высшего образования // Социальная политика и социология. 2009. № 1 (43). С. 260–273.
10. Lifelong Guidance Policy Development. A European Resource Kit. URL: http://www.elgpn.eu/publications/browse-by-language/english/ELGPN_resour... (дата обращения: 29.11.2019).