УДК 378-042:004
https://doi.org/10.20339/AM.07-21.024
В.И. Лукащук,
д-р социол. наук, доц.,
проф. кафедры государственного и корпоративного управления
Академия маркетинга и социально-информационных технологий
ИМСИТ, г. Краснодар
e-mail: luka81@list.ru
Исследован процесс грандиозных изменений, спровоцированный переходом всех вузов страны на онлайн-обучение в условиях коронавирусной пандемии. В статье рассмотрены конкретные проблемы, риски и вызовы, связанные с цифровой трансформацией высшего образования: цифровое неравенство, тесно связанное с цифровой грамотностью, отсутствием унифицированного способа коммуникации между студентами и преподавателями, отсутствием общепринятых платформенных решений для проведения занятий в режиме онлайн, фактический рост нагрузки на преподавателя в условиях цифровизации образования, который пока нормативно не учитывается в системе нормирования оплаты труда, профессиональное выгорание у достаточного большого числа преподавателей, отсутствие мотивированности и самодисциплины студентов, усиление бюрократизации системы высшего образования. Опыт внедрения цифровизации в обучение во время пандемии развеял мифы о преимуществах иммерсивной модели образования и индивидуализированного обучения, осуществляемого на основе онлайн-технологий. Онлайн-обучение направлено прежде всего на запоминание и воспроизведение, а не на осмысление и критическое восприятие материала. Сделан вывод о том, что комплексным решением обозначенных проблем является внедрение новых моделей образовательных программ.
Ключевые слова: высшее образование, онлайн-обучение, цифровизация образования, цифровая трансформация, дистанционное обучение, цифровое неравенство.
Литература
1. Ahlquist J. Digital Leadership in Higher Education: Purposeful Social Media in a Connected World. Herndon: Stylus Publishing, 2020. 312 р.
2. Kelly K., Zakrajsek T.D. Advancing Online Teaching: Creating Equity-Based Digital Learning Environments (Higher Education). Herndon: Stylus Publishing, 2020. 264 р.
3. Костылева Т. Росстат опубликовал данные по проникновению ШПД в регионах России. URL: https://d-russia.ru/rosstat-opublikoval-dannye-po-proniknoveniju-shpd-v-... (дата обращения: 24.05.2021).
4. Справка по результатам опроса студентов вузов России о работе в удаленном режиме в период вынужденного перехода на дистанционное обучение в марте-июне 2020 года. URL: https://profsobranie.ru/201 (дата обращения: 24.05.2021).
5. Valek J., Sladek P. Immersed into Digital World: Learning and Students’Perception // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. No. 69. P. 1866–1870.
6. Martin A. DigEuLit a European Framework for Digital Literacy: a Progress Report // Journal of ELiteracy. 2005. No. 2. P. 130–136.
7. Kalantzis M., Cope B. The Teacher as Designer: Pedagogy in the New Media Age // E-Learning and Digital Media. 2010. Vol. 7. No. 3. P. 200–222.
8. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo cyberus. 2019. No. 1 (16). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 24.05.2021).
9. Крах вузов: в России создается альтернативная система образования // Официальный сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/17/04/2019/5cb6d1109a79478bb3ffc057 (дата обращения: 24.05.2021).
10. Лукащук В.И., Зотов В.В. Инновационный бюрократизм как механизм управления современной системой высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 5–10.