Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Факторы формирования образовательной миграции из Таджикистана в вузы России: на примере Северного (Арктического) федерального университета

П.С. Голомидова
$2.50

УДК 325-028.42

https://doi.org/10.20339/AM.05-21.097   

 

П.С. Голомидова,

аспирант кафедры философии и социологии,

начальник отдела рекрутинга

Управления международного сотрудничества

Cеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: polinagolomidova@gmail.com

 

Анализируется проблема растущего значения международной образовательной миграции, связанной не только с увеличением числа иностранных студентов, но и ростом политического, экономического и культурного влияния данного процесса. Одной из перспективных стран в сфере экспорта российского образования является Республика Таджикистан. Целью данной статьи является представление результатов исследования причин образовательной миграции из Таджикистана в Россию. Автор проводит исследование на основе анализа ключевых статистических данных Центра социологических исследований Минобрнауки России, Института статистики ЮНЕСКО, анкетного опроса, полуформализованного интервью со студентами САФУ из Таджикистана, а также включенного наблюдения в рамках профессиональной деятельности. В ходе исследования проанализированы источники информации о получении высшего образования, выявлены альтернативные образовательные дестинации, проведен анализ факторов, повлиявших на решение осуществить образовательную миграцию в Россию и поступить в российский университет (САФУ). Сделаны выводы о различии факторов образовательной миграции в целом: первоначальный интерес абитуриента к обучению за рубежом с согласия родителей и положительного опыта родственников, и обучения в России, среди которых один из ключевых факторов — возможность получения качественного образования со стипендией. При выборе университета возрастает значение востребованности образовательной программы, перспектив трудоустройства, престижности университета, но сочетание факторов может существенно варьироваться. Автору представляется важным учет этнокультурных особенностей региона при анализе потоков студенческой миграции, а также в рамках практической деятельности по развитию экспорта российского образования в Таджикистан.

Ключевые слова: экспорт высшего образования, рекрутинг иностранных студентов, международная образовательная миграция, высшее образование, Таджикистан, интернационализация.

 

Литература

  1. Education: Outbound internationally mobile students by host region. [Электронный ресурс] // UNESCO Institute of Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?queryid=172 http://data.uis.unesco.org/ (дата обращения: 03.02.2021).
  2. Migration Data Portal. [Электронный ресурс]. URL: https://migrationdataportal.org/themes/international-students#data-sources (дата обращения: 03.02.2021).
  3. Арефьев А.Л. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуск 17 (2020). М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020.
  4. Riano Y., Van Mol C. & Raughuram P. (2018). New Directions in studying policies of international student mobility and migration. Globalisation, Societies and Education. Vol. 16. No. 3. P. 283–294.
  5. Голомидова П.С. Экспорт российского высшего образования в Таджикистане: потенциал и перспективы // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.). М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 5604–5613. URL: https://www.ssa-rss.ru/files/File/Conference/VSK-VI/Sbornik/GolomidovaPS... (дата обращения: 16.01.2021).
  6. Lee E. (1966). A Theory of Migration // Demography. Vol. 3. No. 1. P. 47–57. URL: https://www.jstor.org/stable/2060063 (дата обращения: 03.02.2021).
  7. GMDAC of IOM, EASO. (2016). Significant Pull/Push Factors for Determining of Asylum-Related Migration. A Literature Review. URL: https://easo.europa.eu/sites/default/files/publications/The%20Push%20and... (дата обращения: 03.02.2021).
  8. Tremblay K. (2005). Academic Mobility and Immigration // Journal of Studies in International Education. Vol. 9. No. 3. P. 196–228.
  9. Kuptsch С. (2006.) Students and talent flow — the case of Europe: From castle to harbour? In: Kuptsch Chr., Pang E.F. (ed.). 2006. Competing for global talent, Geneve: International Institute for Labour Studies. P. 33–62.
  10. Martin Ph. (2006). Competing for global talent: The US experience. In: Kuptsch Chr., Pang E.F. (ed.). 2006. Competing for global talent, Geneve: International Institute for Labour Studies. P. 87–106.
  11. Kim J. 1998. Economic analysis of foreign education and students abroad. Journal of Development Economics. Vol. 56. No. 2. P. 337–365.
  12. Mazzarol T., Soutar G. (2002). Push-pull factors influencing international student destination choice. International Journal of Education Management. Vol. 16. No. 2. P. 82–90.
  13. Scott J.J. (2019). International student mobility: International student recruitment at the University of Saskatchewan. A Thesis Submitted to the College of Graduate and Postdoctoral Studies In: Partial Fulfillment of the Requirements For the Degree of Master of Education In the Department of Educational Administration University of Saskatchewan. Saskatoon, 2019. URL: https://harvest.usask.ca/bitstream/handle/10388/12554/SCOTT-THESIS-2020.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 05.02.2021).
  14. Письменная Е.Е. Тенденции учебной иммиграции в Россию: современные тенденции. М.: Экономическое образование, 2008.148 с.
  15. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальной трансформации // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 4. С. 113–136.
  16. Самофалова Е.И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов // Вестник Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1 (29). C. 104–119.
  17. Кошелева Е.Ю., Самофалова Е.И. Социологический портрет образовательного мигранта из стран дальнего зарубежья на примере Томского политехнического университета // Портрет образовательного мигранта: основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации. Томск: РАУШ МБХ, 2011. С. 153–165.
  18. Степанова Б.Б. Сравнительный анализ причин учебной миграции иностранных студентов в вузы России // Вестник БГУ. 2014. № 14-1. С. 67–71.
  19. Гурко Д.Д., Тростянская И.Б., Сема Е.Ю., Барсуков А.А., Полихина Н.А. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2019. 308 с.
  20. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство / Е.В. Вашурина, О.А. Вершинина, Ч.Ф. Газиева [и др.]. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. 234 c.
  21. Бедный А.Б., Ерушкина Л.В. Нижний Новгород глазами иностранных студентов: социологический анализ. Нижний Новгород, 2011.
  22. Гаврилов К.А., Яценко Е.Б. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012. 207 с.
  23. Габдрахманова Г.Ф., Сагдиева Э.А., Оморова Н.И. Учебная миграция в Республике Татарстан: адаптация и интеграция студентов из государств Центральной Азии. Казань, 2014.
  24. Касымова С.Р. Учебная миграция молодежи Таджикистана: проблемы и перспективы. Исследовательский отчет. Душанбе, 2017. 40 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/36900193/УЧЕБНАЯ_МИГРАЦИЯ_МОЛОДЕЖИ_ТАДЖИКИСТАНА_ПРОБЛЕМЫ_И_ПЕРСПЕКТИВЫ_Исследовательский_отчет (дата обращения: 16.01.2021).
  25. Основы поликультурного образования: потенциал развития в Архангельской области. Архангельск: САФУ, 2017. 96 с.
  26. Интеграционный барометр ЕАБР — 2017. СПб.: ЦИИ ЕАБР 2017. URL: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/integratsion... (дата обращения: 16.01.2021).
  27. Влияние Китая на Таджикистан растет вслед за инвестициями // Спутник-Таджикистан. URL: https://tj.sputniknews.ru/economy/20161208/1021266373/kitai-vliyanie-tad... (дата обращения: 12.01.21).