УДК 37.01/.02
https://doi.org/10.20339/AM.04-21.034
А.В. Иванов,
д-р пед. наук, проф.,
проф. кафедры общей и практической психологии
Институт специального образования и психологии
Московского городского педагогического университета
e-mail: aivanov7@rambler.ru
Исследуются проблемы духовно-нравственного воспитания детей и подростков на разных возрастных этапах, выявляются содержание и способы их духовно-нравственного развития. Рассматриваются следующие возрастные периоды: дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый и юношеский возраст с учетом ведущей деятельности (по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину), уровни интеллектуального и нравственного развития (Л. Кольберг, Ж. Пиаже), самосознания. Возрастные особенности детей и подростков определяют и специфические способы воспитательной работы от дошкольных сюжетно-ролевых игр до дискуссий, тренингов, конференций, групповой работы в старшем подростковом возрасте и юности. В статье представлены содержание и методы духовно-нравственного воспитания и самовоспитания, направления деятельности, выявленные в ходе эмпирического исследования. Цель духовно-нравственного воспитания направлена на развитие духовных качеств, обеспечивающих развитие духовного сознания детей, подростков и юношества в соответствии с задачами нового воспитания, характеризующего расширение сознания путем осознания своей взаимосвязи с космосом, глубинными процессами эволюционного развития человечества, преодоления узких рамок личностного эгоистического сознания. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей проблем воспитания студентов, а также педагогов школ.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовное развитие, методы воспитания, методы самовоспитания, методы самообразования.
Литература
- Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 1999.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 274.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
- Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3.
- Иванов А.В. Теоретико-методическое исследование воспитания ребенка по развитию его сознания. М.: Перспектива, 2017.
- Ильин И.А. Наши задачи // Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 1–2. М., 1993.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. М. 2017.
- Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
- Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Прогресс, 1994. 251 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 713 с.
- Русский космизм. М., 1996.
- Селигман М. Новая позитивная психология. Научный взгляд на счастье и смысл жизни. Оптимистическое отношение к будущему. М., 2005.
- Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003. С. 329.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1968.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психол. исследования. М.: Педагогика, 1981. 208 с.
- Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. М.: Просвещение, 2019. 78 с.
- Штайнер Р. Духовное водительство человека и человечества. URL: https://anthroposophie.net/ru/GeistigeFuehrungRT2.html. 2020
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы психического развития детей. М., 1984.
- Ivanov A.V., Chelysheva Y.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A., Sorikhina V.P. Ethical concepts of pedagogy of consciousness as a foundation for the development of the school for the future // Astra Salvensis review of history and culture. Special Issue. 2018. Р. 453–462.
- Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 2017.