Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Дистанционное обучение: за и против

О.Г. Васюков
$2.50

УДК 37-042:004

https://doi.org/10.20339/AM.02-21.012   

 

О.Г. Васюков,

канд. пед. наук, доц. кафедры «Информационные развивающие

и образовательные системы и технологии»

Самарский государственный технический университет

e-mail: vasuyk3008@mail.ru

 

Обсуждается актуальный вопрос о том, надолго ли пришло в российскую систему образования дистанционное обучение. Не станет ли эта форма обучения основной ввиду планирования федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Рассмотрены результаты анкетирования студентов по вопросу об их личном желании перейти на дистанционное обучение. Не желают переходить на дистанционное обучение 59,87% студентов, желают перейти — 31,6%, не определились с ответом — 5,9%, а 2,63% студентов поддержали совместное использование традиционной и дистанционной форм проведения занятий. Изложены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения с точки зрения анкетируемых студентов. Положительными мотивами за переход к дистанционному обучению названы: удобство работы на своем компьютере, экономия свободного времени за счет времени, потраченного на дорогу до университета и обратно, более свободный график учебы, повышение безопасности для своего здоровья, улучшение экологии. Студенты, которые живут далеко от университета, отметили также экономию денежных средств. Мотивами против перехода к дистанционному обучению названы: трудное восприятие материала без живого общения с преподавателями, увеличение количества вопросов по сравнению с обычным обучением, срыв некоторых занятий по техническим причинам, отсутствие на домашнем ПК программного обеспечения, несоответствие программного обеспечения на своем компьютере предъявляемым требованиям, увеличение количества времени, проводимого за компьютером. Некоторые студенты в качестве причины указывают на сложность самоорганизации в домашних условиях. Показано отношение к дистанционному обучению некоторых представителей правительства и элиты российского государства. Отмечено негативное влияние на творческую составляющую работы программистов в дистанционном режиме. Автор статьи предлагает вынести вопрос о планируемом в правительстве широкомасштабном внедрении дистанционного обучения на всеобщее широкое обсуждение для того, чтобы не допустить просчетов в этом очень важном вопросе и выборе решения, выгодного в первое время, но несущего большие убытки в будущем. Автором отмечается тенденция более положительного отношения обучающихся к дистанционному обучению по сравнению с апрелем и маем 2020 г.

Ключевые слова: дистанционное обучение, традиционная форма обучения, лекции, практические занятия, образование.

 

Литература

  1. Бесогон ТВ: У кого в кармане государство? № 178. URL: https://besogontv.ru/videos/u-kogo-v-karmane-gosudarstvo/ (дата обращения: 07.11.2020).
  2. Гретинская Е.О. Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 4 (34). С. 134–138. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorstvo-v-rossii-kak-novaya-model-o... (дата обращения: 15.11.2020).
  3. Бесогон ТВ: Сломает ли Google шпиль МГУ? № 168. URL: https://besogontv.ru/videos/slomaet-li-google-shpil-mgu/ (дата обращения: 08.11.2020).
  4. Васильева М. ZOOMеры: может ли онлайн-обучение заменить очное // Известия. 2020. 14 июня. URL: iz.ru/1022660/mariia-vasileva/zoomery-mozhet-li-onlain-obuchenie-zamenit-ochnoe/ (дата обращения: 15.11.2020).
  5.  PISA 2018 results. URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA-results_ENGLISH.png (дата обращения: 17.11.2020).
  6. Оценена возможность полного перехода на дистанционное обучение в России. URL: https://lenta.ru/news/2020/04/27/perevod/ (дата обращения: 17.11.2020).
  7. NONEW Ретинг стран по количеству патентов. URL:  https://nonews.co/directory/lists/countries/number-patents (дата обращения: 17.11.2020).