Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Образование: социализация vs индивидуализация

Н.И. Лобанова
$2.50

УДК  37.01

https://doi.org/10.20339/AM.01-21.091

 

Н.И. Лобанова,

канд. филос. наук, доц. кафедры философии и социологии

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru 

 

Представлена попытка осмысления концепции индивидуализации образования. Анализируются наметившиеся в последние годы интерпретации данного понятия. Определены аспекты, на которых фокусируется внимание исследователей, а именно: индивидуализация учебного процесса и индивидуализация обучающегося. Установлено, что в качестве причин, препятствующих индивидуализации обучения, называются особенности организации образовательного процесса, при этом незамеченным остается то влияние, которое оказывает консервативная природа института образования на снижение эффективности процесса дифференциации и индивидуализации. Выявлено, что необходимость осуществления системой образования функций социализации и культурного воспроизводства ставит перед ней задачи, латентно вступающие в противоречие с требованиями индивидуализации. Реализация указанных функций сопровождается формированием логического конформизма среди обучающихся и унификацией их идентификаций, которые в индивидуально-личностном плане выражаются в процессах самотипизации. Таким образом, для трансформации образования в соответствии с идеями вариативности, дифференциации и индивидуализации требуется изучить границы институциональных возможностей как обучающегося, так и процесса обучения, а также исследовать возможность преобразования в контексте индивидуализации самой институциональной природы системы образования.

Ключевые слова: система образования, социализация, индивидуализация обучения, логический конформизм, самотипизация, унификация идентификаций.

 

Литература

1.  Бурдье П. О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989–1992). М.: Издательский дом «Дело», 2016.

2.  Джексон Ф. Жизнь в классе. URL: https://www.eseur.ru/Files/file8701.pdf (дата обращения: 20.10.2020).

3.  Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. URL: https://smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/40-2010-08-30-12-17-02/1152 (дата обращения: 20.10.2020).

4.  Звоненко А.Б. Индивидуализация обучения в современной образовательной системе. URL: https://learntolearn.ru/sites/default/files/2019-12/НО_выпуск_30.pdf#page=44 (дата обращения: 20.10.2020).

5.  Зиммель Г. Как возможно общество? URL: https://iknigi.net/avtor-georg-zimmel/102354-izbrannoe-problemy-sociologii-georg-zimmel/read/page-20.html (дата обращения: 20.10.2020).

6.  Крылова Н.Б. Проблема индивидуализации ребенка в образовании: преодоленные и не преодоленные барьеры. URL: https://www.sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/krylova-n-b-problema-individualizacii-rebenka (дата обращения: 20.10.2020).

7.  Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-i-spetsialnye-navyki-kak-komponenty-chelovecheskogo-kapitala-novye-vyzovy-dlya-teorii-i-praktiki-obrazovaniya-1 (дата обращения: 20.10.2020).

8.  Лотман Ю.М. Культура и взрыв. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2010.

9.  Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-vozmozhnosti-individualizatsii-obucheniya/viewer (дата обращения: 20.10.2020).

10.  Шюц А. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия. URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/shutz-izbr-mir-a.htm (дата обращения: 20.10.2020).

11. Bunn M., Lumb M. Education as Agency: Challenging educational individualisation through alternative accounts of the agentic. URL: https://openjournals.library.sydney.edu.au/index.php/IEJ/article/view/13353/12070 (дата обращения: 20.10.2020).

12. Lilja P., Tzimoula D. After the Century of the Child: Swedish Education and the Transformation of the Role of the Child. URL: http://ls00012.mah.se/handle/2043/26733 (дата обращения: 20.10.2020).

13. Lindner K.-T., Schwab S. Differentiation and individualisation in inclusive education: a systematic review and narrative synthesis. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13603116.2020.1813450 (дата обращения: 20.10.2020).

14. Radovic-Markovic M., Markovic D. A New Model of Education: Development of Individuality through the Freedom of Learning. URL: http://eruditio.worldacademy.org/files/Issue_1/reprints/Reprint-EJ-I1-A-New-Model-of-Education-MRadovic.pdf (дата обращения: 20.10.2020).

15. Rorty R. Education as Socialization and as Individualization. URL: https://thefarfield.kscopen.org/openspaceofdemocracy/wp-content/uploads/2017/03/rorty-education-as-socialization-and-as-individuation.pdf (дата обращения: 20.10.2020).

16. Zhang Y., Li Y. The Implementation Strategies of Individualized Education in the Field of Basic Education. URL: https://www.researchgate.net/publication/334035021_The_Implementation_Strategies_of_Individualized_Education_in_the_Field_of_Basic_Education (дата обращения: 20.10.2020).