УДК 378::339.5
https://doi.org/10.20339/AM.01-21.081
Е.И. Васильева,
канд. социол. наук, доц. кафедры
регионального и муниципального управления
e-mail: vasilyeva-ekb@yandex.ru
Т.Е. Зерчанинова,
канд. социол. наук, доц., заведующая кафедрой
регионального и муниципального управления
e-mail: zerchaninova-te@ranepa.ru
РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Обобщен опыт зарубежной практики развития экспорта образования. В работе использованы методы анализа документов, статистических данных, контента веб-сайтов в области экспорта образования, вторичный анализ социологических опросов. В статье обобщена мировая практика развития экспорта образования, выявлены мегатренды, определяющие направления развития экспорта образования. Изучение национальных стратегий развития образования позволило выделить пять универсальных направлений развития экспорта образования: предоставление образования, соответствующего международным стандартам, и формирование бренда национальной системы образования как имеющего высокий знак качества; расширение исследовательской деятельности путем укрепления международных исследовательских сетей; содействие сотрудничеству с членами международного сообщества посредством международных неправительственных организаций и международного партнерства; улучшение инфраструктуры образовательных организаций; разработка планов развития экспорта образования в отдельных сферах для референтных групп. Разработаны предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти и образовательных организаций Российской Федерации в области экспорта образования.
Ключевые слова: экспорт образования, высшее образование, зарубежные страны, интернационализация, стратегии.
Литература
1. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 20.05.2018). Утратил силу.
2. Project Atlas 2015. URL: http://www.iie.org/Research-and-Publications/Project-Atlas (accessed on 16.04.2020).
3. Measuring up: Global market share and national targets in international education. URL: http://monitor.icef.com/2017/04/measuring-global-market-share-national-targets-international-education/ (accessed on 30.03.2020).
4. IIE International Students in United States (2017) Report Survey of International Students in the United States Question 13: How important were the following reasons for your decision to study abroad? URL: https://www.iie.org/-/media/Files/Corporate/Publications/International-Students-in-the-US.ashx?la=en&hash=CBD3CF0CF874EB50962C774D73011EC24BD6F6DC (accessed on 30.03.2020).
5. Key elements contributing to student happiness for the top ten sending markets for Australia. Source: i-graduate, Australian University ISB 2018. URL: http://monitor.icef.com/2019/03/what-makes-international-students-happy-research-shows-the-answer-depends-in-part-on-country-of-origin/ (accessed on 30.03.2020).
6. Project Atlas. (2016). Project atlas infographics. URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/Tools/Current-In... (accessed on 30.03.2020).
7. OECD. (2016). Education at a glance 2016: OECD indicators. Paris. URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education... (accessed on 30.03.2020).
8. Brooks, R., & Waters, J. (2011). Student mobilities, migration and the internationalization of higher education. Basingstoke: Palgrave Macmillan. P. 45.
9. Lane, J.E., Ownes, T.L., & Ziegler, P. (2014). States go global: State government engagement in higher education internationalization. New York. URL: http://www.rockinst.org/pdf/education/2014-05-28-States_Go_Global.pdf (accessed on 30.03.2020).
10. Россия занимает 7-е место по количеству иностранных студентов среди стран мира. URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/6/5/analitycs/3527-rossiya_zanimaet_7_e_mesto_po_kolichestvu_inostrannyh_studentov_sredi_stran_mira (accessed on 20.03.2019).