Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Формирование ценностей, профессиональных ориентаций, жизненных планов студенческой молодежи регионального вуза культуры

Т.Н. Бояк
$2.50

УДК 316-057(470+571-32)

https://doi.org/10.20339/AM.09-20.037            

 

Т.Н. Бояк,

д-р социол. наук, доц., проф.

кафедры социально-культурной деятельности

Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ

e-mail: boyakvsgaki@mail.ru

 

Исследованы основные вопросы формирования ценностей, профессиональных ориентаций, жизненных планов студенческой молодежи регионального вуза культуры. Обращение автора к теме статьи определяется тем, что выпускникам вузов культуры предстоит решать важные задачи развития общества, и эффективность решения данных задач напрямую зависит от того, каковы профессионализм, ценности сегодняшних студентов, условия их формирования. Отмечается, что современными российскими вузами, в том числе вузами культуры, осуществляется большая работа по формированию эффективных моделей организации  учебно-воспитательного процесса, социализации студентов. В статье указывается, что большинство студентов, опрошенных автором, осуществили выбор профессии самостоятельно: в их жизненных планах самореализация в профессиональной сфере имеет важное значение. Однако вместе с тем работать по полученной в вузе профессии планируют менее половины опрошенных. Это свидетельствует как о не вполне благоприятных условиях для трудовой самореализации выпускников вузов культуры, так и о необдуманности выбора профессии частью студентов, что обусловливает необходимость со стороны вуза углублять воспитательную, профориентационную работу. В статье отмечается, что эффективность решения вузом задач профессионального и ценностного формирования студентов во многом зависит от того, насколько этому активно содействует семья, того, насколько вузу удается использовать в работе со студентами ресурсный потенциал таковой. Существенная роль в становлении ценностей, жизненных планов молодого поколения принадлежит и процессам, протекающим в социуме. Например, под влиянием актуализации в обществе ценности свободы современная молодежь стремится к самостоятельности, самореализации. Также показано, что процессы распространения утилитарных, индивидуалистических ценностей, нивелирования ценностей общего блага способствовали снижению значимости труда как социальной ценности, ослаблению ориентации молодых людей на низкодоходные профессии. Указывается, что большая часть студенческой молодежи ориентирована на общечеловеческие ценности, оптимистично смотрит в будущее, однако испытывает беспокойство, прежде всего связанное с работой. Подчеркивается необходимость совместных усилий государства, семьи, учреждений образования, культуры по решению задач, связанных с достижением эффективности процессов воспитания, личностного, профессионального развития, самореализации студентов.

Ключевые слова: студенческая молодежь, ценности, жизненные планы, профессиональные ориентации, культура, общество.

 

Литература

  1. Бояк Т.Н. Образование в ценностях современной российской молодежи // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 4 (57). С. 14–20.
  2. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. № 4(21). С. 21–24.
  3. Власова В.Н., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Студенческая молодежь: проблемы профессиональной ориентации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10. С. 21–25.
  4. Демиденко С.Ю. Трудоустройство, карьера, мобильность молодежи: институциональные и личностные факторы // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 160–162.
  5. Добрынина М.И. Мировоззренческие ценности будущих специалистов (на примере студентов российских и американских вузов) // Интеллигенция и проблемы социокультурной модернизации современного общества. Улан-Удэ, 2018. С. 267–274.
  6. Карпенко М.П., Фокина В.Н., Слива А.В. Проблемы управления качеством высшего образования // Инновации в образовании. 2010. № 1. С. 4–17.
  7. Коршунова С.А. Трансформация современной молодежной субкультуры в условиях развития цифрового общества // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 6. С. 77–80.
  8. Пасовец Ю.М. Профессиональная мобильность и факторы влияния на нее в представлениях региональной молодежи // Информационно-аналитический бюллетень. 2019. № 4. С. 83–99.
  9. Погорелова Н.В., Николаева Л.А. Развитие социально-культурной активности студенческой молодежи в условиях вуза // Вестник МГУКИ. 2018. № 4 (84). С. 152–159.
  10. Ратнер С.В., Скорикова А.С. Вопросы повышения качества образовательного процесса в вузе // Инновации в образовании. 2011. № 9. С. 34–46.
  11. Ростовцева Л.И., Гельфонд М.Л., Мирошина Е.Ю. Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 75–83.
  12. Тюрина Л.Г., Овчинников Г.К. Товарный дискурс в системе высшего образования и науки // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 6. С. 10–16.
  13. Филоненко В.И., Лепин А.П. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 71–77.