Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Из истории Варшавских высших женских курсов (1909–1915): о преподавании философии и профессоре Е.А. Боброве

Н.Х. Орлова, Л.С. Московчук
$2.50

УДК 93/94:378

https://doi.org/10.20339/AM.08-20.100         

                      

Н.Х. Орлова,

д-р филос. наук, проф.

Зеленогурский университет, Польша,

Санкт-Петербургский государственный университет

e-mail: nadinor@mail.ru

Л.С. Московчук,

канд. филос. наук, доц.

Санкт-Петербургский

государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

e-mail: lsmoskovchuk@etu.ru

 

Продолжен цикл публикаций о роли университетских профессоров в истории формирования традиции высшего образования для женщин. В данной статье повествование ведется о некоторых страницах из истории Варшавских высших женских курсов, открытых при Императорском Варшавском университете в 1909 г. Преподавание для курсисток велось по университетским программам университетскими профессорами. Авторами особо выделяется фигура профессора Евгения Александровича Боброва (1867–1933). Блестящий университетский педагог, философ, литературовед, многие годы жизни которого были связаны с Варшавским университетом, Е.А. Бобров преподавал курсисткам философские дисциплины с первого учебного года и продолжал служить на этом поприще после эвакуации Варшавского университета в 1915 г. в город Ростов-на-Дону. В статье подчеркивается вклад профессора Боброва в развитие женского университетского образования.

Ключевые слова: Варшавский Императорский университет, Варшавские высшие женские курсы, история философского образования, профессор Евгений Александрович Бобров, Первая мировая война.

Литература

  1. Бобров Е.А. Бытие индивидуальное и бытие координальное. Юрьев, 1900.
  2. Бобров Е.А. Литература и просвещение в России XIX в. Казань, 1902.
  3. Бобров Е.А. Отношение искусства к науке и нравственности. Юрьев, 1895.
  4. Бобров Е.А. Философия в России. Казань, 1899–1902.
  5. Бобров Е.А. Этюды по метафизике Лейбница. Варшава, 1905.
  6. Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. Санкт-Петербург, 1900–1909. Т. 3.
  7. ИРЛИ РАН. Ф. 677. № 240.
  8. ИРЛИ РАН. Ф. 677. № 251.
  9. Кафедра философии Петербургского университета (1819–1917): коллективный портрет // Философские науки. 2016. № 3. С. 135–147.
  10. Лобова В.В. Становление высшего гуманитарного образования на Дону в первой четверти XX в. Ставрополь, 2017.
  11. Орлова Н.Х. Учите женщин! // Родина. 2019. № 6. С. 107–109.
  12. Орлова Н.Х. О величине чайного стола профессора Потебни, или Как открывались Харьковские Высшие женские курсы // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 3. С. 12–18.
  13. Отчет о состоянии Варшавских ВЖК за 1909–1910 академический год (1-й год существования). Варшава, 1911.
  14. Отчет о состоянии Варшавских ВЖК за 1911–1912 академический год (3-й год существования). Варшава, 1913.
  15. Отчет о состоянии Варшавских ВЖК за 1912–1913 академический год (4-й год существования). Варшава, 1914.
  16. Отчет о состоянии Варшавских ВЖК за 1912–1913 академический год (4-й год существования). Варшава, 1915.
  17. Отчет о состоянии Варшавских ВЖК за 1913–1914 академический год (5-й год существования). Варшава, 1915.
  18. Русский исторический журнал. Год I. Книга 1–2. 1917.
  19. Справочник об эвакуированных правительственных, общественных и частных учреждениях и заведениях и о должностных лицах. Петроград, 1916.
  20. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1905. Т. 42.

 

 

Статья подготовлена в рамках международного исследовательского гранта Народного Центра Науки Польши (Narodowe Centrum Nauki Polska) №  UMO 2017/25/B/HS1/00530.