УДК 37-042.4:004
https://doi.org/10.20339/AM.07-20.008
В.Я. Гельман,
д-р техн. наук, проф.
Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова
e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru
Описываются разрабатываемые и активно используемые новые формы взаимодействия преподавателей со студентами и аспирантами. В связи с эпидемической ситуацией вузы были вынуждены срочно перейти на дистанционное обучение студентов. В ходе этого перехода возникли определенные трудности, общие для многих вузов. В работе рассмотрены некоторые проблемы, возникающие при переводе учебного процесса на дистанционное обучение. Проанализированы особенности онлайн- и офлайн-подходов к организации учебного процесса. Высказывается мнение, что в сложившихся условиях наиболее предпочтительным представляется вариант сочетания как онлайн, так и офлайн дистанционного обучения. Оценены преимущества и недостатки применения различных типов электронных обучающих систем на разных этапах учебного процесса. Показаны трудности и особенности ведения дистанционных лекционных курсов и практических занятий в режимах онлайн и офлайн. Отмечена необходимость корректировки подходов к контролю знаний студентов в сложившейся ситуации. Обсуждены вопросы борьбы с недобросовестным выполнением заданий в условиях удаленной работы. Рассмотрены вопросы обеспечения необходимой мотивации студентов к самостоятельной работе при дистанционном обучении. Предложен ряд рекомендаций по возможным путям решения возникающих проблем.
Ключевые слова: дистанционное обучение, вуз, переход, режим онлайн, режим офлайн, мотивация.
Литература
1. Сакулина Ю.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в реализации дистанционного образования // Вестник науки и образования. 2018. № 3. С. 45–48.
2. Куликова Е.В., Сорока Е.Г. Дистанционное обучение как технологическое решение электронной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 1. С. 108–113.
3. Moore J.L., Dickson-Deane C., Galyen K. E-learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? // The Internet and Higher Education. 2011. Vol. 14. Iss. 2. P. 129–135.
4. Гусев Д.А. Основные принципы эффективного построения системы дистанционного обучения // Наука и школа. 2014. № 5. С. 106–112.
5. Дронова Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Преподаватель ХХI век. 2018. № 3. С. 26–34.
6. 6th Annual LMS Data Update. URL: http://edutechnica.com/2018/10/06/6th-annual-lms-data-update/
7. Гельман В.Я. Проблемы реформирования лекционной системы в вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 4. С. 31–34.
8. Коган Е.А., Бехтерева И.А., Пономарев А.Б. Патологическая анатомия: руководство к практическим занятиям: интерактивное электронное учебное издание. URL: www.path-anatomy.ru
9. Сердюков Ю.П., Гельман В.Я., Шматко А.Д., Ланько С.В. Разработка лабораторных практикумов на основе виртуальных приборов // Педагогическая информатика. 2018. № 1. С. 63–75.
10. Сердюков Ю.П., Гельман В.Я., Ланько С.В. Информационные технологии в преподавании физики в медицинском вузе // Медицинская физика. 2017. № 2 (74). С. 74–81.
11. Гельман В.Я. Пути повышения мотивации к обучению у студентов вуза // Психология обучения. 2019. № 2. С. 52–61.