Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Партнерство семьи и школы как субъектов воспитательного пространства в формировании базовых национальных ценностей учащейся молодежи

М.В. Жаркова, Т.В. Свадьбина
$2.50

УДК 316.4/.6:37.06

https://doi.org/10.20339/AM.04-20.022 

 

М.В. Жаркова,

аспирант

e-mail: marishock@yandex.ru

Т.В. Свадьбина

д-р филос. наук, проф.

e-mail: nhl_@list.ru

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина

 

Представлены основные тенденции, оказывающие негативное воздействие на воспитательно-социализационный процесс подрастающих поколений. Особое внимание уделено распространению потребительского образа жизни и потребительской психологии у детей и родителей, коммерциализации образования, нарастанию «цифровизации» среды, а вследствие этого сознанию и мировосприятию учащихся. Обозначена роль и значение базовых национальных ценностей в воспитании патриотов, ответственных родителей и трудовых ресурсов страны. Представлены четыре принципиальных подхода, применение которых позволило бы решить такие важнейшие воспитательно-социализационные задачи, как недопущение декларативного восприятия молодежью базовых национальных ценностей (особенно патриотизма), единство семьи и школы как субъектов воспитательного пространства в понимании и трансляции духовно-нравственных ценностей, необходимость педагогической централизации воспитательного пространства, создание «живых» воспитательных событий, эмоционально и личностно обогащающих детей, родителей и педагогов, в противовес виртуальному общению. В исследовании использован опыт города Нижнего Новгорода, в котором при помощи специально созданной городской лаборатории по проблемам воспитания и семьи успешно ведется работа по созданию партнерских отношений между родителями и педагогами как субъектами воспитательного пространства.

Ключевые слова: базовые национальные ценности, противоречие, вызовы современного общества, учащаяся молодежь, школа, семья, социальное партнерство, воспитательное пространство; субъекты воспитательного пространства.

 

Литература

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/f...
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB...
  3. Андреев А.Д. Психологический образ детства у родителей современных школьников // Вестник Мининского университета. 2019. № 4. С. 11.
  4. Вагин Д.Ю., Немова О.А., Жаркова М.В. Семья в современном обществе и воспитательном пространстве: кризис или качественное преобразование // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 81–84.
  5. Свадьбина Т.В., Вагин Д.Ю., Ретивина В.В. Мегапроект «Мы вместе» как пример конструирования детской социальной реальности // Школа будущего. 2018. № 5. С. 94–98.
  6. Гусейнов А.А. Философия поступка как первая философия (опыт интерпретации нравственной философии М.М. Бахтина // Вопросы философии. 2017. № 6; 7.
  7. Жаркова М.В. Общественное движение отцов как результат развития городского воспитательного пространства // Инновационная деятельность в образовании. Нижний Новгород, 2017. С. 59–65.
  8. Зеленов Л.А. Концепции Нижегородского философского клуба. Дзержинск, 2018.
  9. Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. М., 2011.
  10. Немова О.А., Пермовская О.С. Итоги смотра работы с семьей в дошкольных образовательных учреждениях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 198–201.
  11. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества массового потребления // Социология. 2013. № 3.
  12. Николина В.В. Воспитание в эпоху глобальных перемен. Приоритет качества и ценностных смыслов воспитания // От инновационного поиска к качеству воспитания. Нижний Новгород, 2018.
  13. Свадьбина Т.В., Немова О.А. Высшее образование как «социальный лифт»: оценка эффективности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). С. 111–118.
  14. Тюмасева З. И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения // Вестник Мининского университета. 2019. № 4. С. 5.
  15. Хамидов А.А. Общество знания как проблема социальной философии // Вопросы философии. 2017. № 8.
  16. Nemova O.A., Svadbina T.V., Zimina E.K., Tsyplakova S.A., Shevchenko N.A., Kostyleva E.A. Professional of youth: problems and prospects // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. № 3.

 

Авторы выражают благодарность городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи Дворца детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова, департаменту образования администрации города Нижнего Новгорода и лично Надежде Николаевне Белик за предоставление информационно-аналитических материалов и возможность личного участия в событиях, связанных с организацией партнерства семьи и школы.