УДК 005.07:378(1-32)
https://doi.org/10.20339/AM.02-20.006
Г.Б. Голуб,
канд. ист. наук, в. н. с.
Самарский филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ
Е.Я. Коган, д-р физ.-мат. наук, проф.,
научный руководитель
Федерального института развития образования
РАНХ и ГС при Президенте РФ
e-mail: sam@ranepa.ru
Анализируется региональная миссия высшей школы, которая обозначается как третья миссия (образование, исследование и разработки, региональное строительство). Она предполагает прямое участие вузов в экономическом и социальном развитии региона через решение совершенно конкретных задач территории присутствия, вовлечение в региональные проекты и программы во всех сферах жизни общества. В статье обсуждается задача обеспечения определенного уровня «региональной вовлеченности» вузов, в т.ч. их влияния на формирование предпринимательской среды, систему непрерывного образования персонала местных предприятий, интеграцию в программы социально-экономического развития территорий, в которых они расположены. Обсуждаются вопросы «двойного вклада» вузов в экономику страны и регионов. Первый вклад — это кадровое обеспечение развития экономики и социальной сферы: подготовка конкурентоспособных на рынке труда специалистов с высшим образованием. Второе направление влияния вузов связано с научным и научно-техническим обеспечением инновационного развития регионов и страны в целом. Региональная фокусировка высшей школы обеспечивает специальным интеллектуальным ресурсом экономику региона. При эффективном его использовании этот ресурс может быть положен в основу инновационного развития, стать единственным реальным источником трансфера технологий в реальную экономику и социальную сферу.
Ключевые слова: высшее образование, рынок труда, институциональная организация взаимодействия, модели взаимодействия, образовательные ресурсы региона.
Литература
1. Гринкруг Л.С., Толстогузов П.Н. Региональный университет и вузовская реформа // Аккредитация в образовании. 2013. № 1(61). С. 24–25.
2. Приходько Р.В. К вопросу об организации трансфера вузовских технологий в российскую промышленность. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/14187.pdf
3. Карпов А. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58–76
4. Лешуков О., Громов А., Платонова Д., Евсеева Д. Как университеты помогают развивать территории. URL: https://iq.hse.ru/news/204496563.html
5. Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю. Новая организация ресурсов высшей школы: ответы на вызовы экономики // Высшее образование сегодня. 2008. № 6. С. 8–12.