УДК 308+378:001.32
https://doi.org/10.20339/AM.11-19.011
М.Р. Сафиуллин,
д-р экон. наук, проф., проректор
по вопросам экономического и стратегического развития
Л.А. Ельшин,
д-р экон. наук, директор
Центр стратегических оценок и прогнозов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
e-mail: Leonid.Elshin@tatar.ru
Исследованы проблемы развития высшей школы, а также ее адаптации и гармоничного встраивания в систему общественных отношений, которые подразумевают не только развитие системы ценностей, но и формирование новых механизмов функционирования высшей школы как института. Это означает необходимость создания современных технологий практического осуществления научно-образовательной деятельности. Концептуальному решению данных вопросов и посвящена статья. В ней через призму институционального анализа раскрываются фундаментальные проблемы развития научной сферы России, а также предлагаются ключевые направления ее адаптивного совершенствования в рамках динамично трансформирующейся социально-экономической среды. Авторами обосновываются взгляды, раскрывающие особенности и основные характеристики сформировавшейся в национальной социоэкономической среде научно-образовательного пространства. Так, к примеру, представлены доводы, обосновывающие, что в системе отечественной высшей школы достаточно отчетливо прослеживаются признаки недостаточной эффективности, выраженные в первую очередь в ее инерционности, неоднородности и незаполненности. Основываясь на полученных оценках и выводах, авторы предлагают институциональные направления совершенствования сложившейся в РФ научной сферы через призму структурной реорганизации как системы образования, так и системы осуществления научной деятельности.
Ключевые слова: институциональное поле научной сферы, вузовская и академическая наука, общественные отношения, эффективность научной сферы, региональный «научный консалтинг».
Литература
1. Панькова Н.М., Погукаева И.В., Халдеева М.А. Коммодификация знания в системе высшего образования // Вестник науки Сибири. 2017. № 3 (26).
2. Кузеванова А.Л., Вагабова А.И. «Макдональдизация» высшей школы в современных российских условиях: социологический дискурс // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 11. С. 13–22; Еровенко В.А. Социальный процесс «макдональдизации» на примере трансформации математического образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 1. С. 15–19.
3. Карпов А.О. Коммодификация образования в ракурсе его целей // Вопросы философии. 2012. № 10; Никольский В.С. Коммодификация знания и образования: эссе о ценностях и целях // Высшее образование в России. 2010. № 3.
4. Бернадотт А. Анализ научного текста и новые мировые тенденции // Программная инженерия. 2011. № 2.
5. Алексеев А.В., Кузнецова Н.Н. От слепой веры в рынок к рыночному планированию // Вестник РАН. 2018. № 6. С. 485.
6. Богданова М.В. Этнос университета: социологическая операционализация потенциала «неписаных правил» // Социологический журнал. 2017. № 2. C. 153–170.
7. Гафуров И.Р., Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А. Механизмы и направления развития высшей школы в системе инновационно-технологического развития национальной экономики // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 11. С. 5–10.
8. Кутейницына Т.Г. Рынок труда и профессиональное образование: институциализация взаимодействия. Саарбрюкен, 2011.
9. Посталюк Н.Ю. Механизмы трансляции квалификационных требований рынка труда в программы профессионального образования и обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 37–40.
10. Анализ конкурентных позиций профильных видов экономической деятельности Республики Татарстан // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики. СПб., 2015. С. 31-34.
11. Брызгалина Е.В., Миронов В.В. Управление качеством как ответ на вызовы образования современной России // Пространство и время. 2015. Т. 9.
12. Григораш О.В. Высшее техническое образование в эпоху перемен // Высшее образование сегодня. 2018. № 3. С. 6–9.
Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной Казанскому государственному университету для выполнения государственного задания в сфере научной деятельности (№ 26.9776.2017/БЧ).